Хиллер И. А.

(Hiller, Heller) Иоганн Адам (25 XII 1728, Вендиш-Оссиг, близ г. Гёрлиц — 16 VI 1804, Лейпциг) — нем. композитор, дирижёр, муз. писатель и обществ. деятель. С 1746 учился в Крёйцшуле в Дрездене у Г. А. Хомилиуса (фп. и генерал-бас) и у Шмидта (флейта). С 1751 в Лейпциге, где учился в ун-те, преподавал, выступал в концертах (пел, играл на флейте). С 1754 домашний учитель графа Г. А. Брюля в Дрездене, с 1758 — снова в Лейпциге. Возобновил прерванные Семилетней войной публичные "Абонементные концерты" (1762), назвав их "Любительские концерты" и "Concerts spirituels", в 1763-81 руководил и дирижировал ими (в 1781 преобразованы в концерты Геванд-хауза). В 1771 основал певч. школу, в 1789 стал кантором Томаскирхе. Выступал как муз. критик, издавал один из первых муз. журн. "Еженедельные известия и примечания, относящиеся к музыке" ("Wцchentliche Nachrichten und Anmerkungen die Musik betreffend", 1766-70). Автор муз. словаря учёных и композиторов, пособий по вок. иск-ву (ими пользовались до 19 в.) и игре на скрипке. X. — один из создателей северонем. зингшпиля. Обработал первый нем. зингшпиль "Чёрт на свободе" с музыкой Штандфуса, частично сократив его музыку. Сотрудничал с театр. группой Коха и поэтом-либреттистом К. Ф. Вейсе, создававшим тексты в духе франц. комич. опер, в к-рых высмеивались сословные привилегии и чванство господ. Писал также песни, проникнутые духом сентиментализма и обращённые к широкому кругу любителей музыки.

Сочинения: зингшпили — Чёрт на свободе (Der Teufel ist los: 1-я часть — Превращённые женщины — Die verwandelten Weiber, 2-я часть — Весёлый сапожник — Der lustige Schuster, 1766), Лизуар и Дариолетт (1766), Лотхен при дворе (Lottchen am Hofe, 1767), Муза (Die Muse, 1767), Сельская любовь (Die Liebe auf dem Lande, 1768), Охота (Die Jagd, 1770; переработана А. Лорцингом, 1830), Деревенский цирюльник (Der Dorfbarbier, 1771), Венок из колосьев (Der Aerndtekranz, 1771), Война (Der Krieg, 1772), Весёлая свадьба (Die Jubelhochzeit, 1773), Могила муфтия, или Два скупца (Das Grab der Mufti, oder Die beiden Geitzigen, 1779), Спасение Трои (Das gerettete Troja, 1782); для орк. — симфония; обр. хоральных мелодий, кантаты, сб.: песен: Песни дружбы и любви (Lieder der Freundschaft und Liebe, 1774), Песни для чувствительных душ (Lieder fьr fьhlende Seelen, 1787), Песни мудрости и добродетели (Lieder der Weisheit und Tugend, 1790) и др.

Литературные сочинения: Anweisung zum musikalisch-richtigen Gesдnge, Lpz., 1774, 1798; Exempelbuch der Anweisung zum Singen, Lpz., 1774; Anweisung zum musikalisch-zierlichen Gesдnge, Lpz., 1780; Lebensbeschreibungen berьhmter Musikgelehrten und Tonkьnstler neuerer Zeit, Bd 1, Lpz., 1784 (включает автобиографию), новое изд. 1975; Nachricht von der Auffьhrung des Hдndeischen "Messias" in der Domkirche zu Berlin den 19. May 1786, В., (1786); Ьber Metastasio und seine Werke, Lpz., 1786; Kurze und erleichterte Anweisung zum Singen, Lpz., 1792; Anweisung zum Violin-Spielen, Lpz., 1792.

Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 675-77; Naumann С., J. А. Hiller, eine bescheidene Wьrdigung seiner Verdienste als Mensch, Kьnstler und Schulmann, Lpz., 1804; Stlerlin A., J. A. Hiller, в кн.: 36. Neujahrstьck der Allgemeinen Musikgesellschaft, Zьrich, 1848; Peiser K., J. A. Hiller, Lpz., 1894; Саlmus G., Die ersten deutschen Singspiele von StandfuЯ und Hiller, Lpz., 1908; Serauky W., J. A. Hiller als Erwecker der Hдndel-Tradition im 18. Jahrhundert, в сб.: Festschrift zum 175-jдhrigen Bestehen der Gewandhauskonzerte, Lpz., 1956; Duckies V., J. A. Hiller's "Critical prospectus for a music library", в кн.: Studies in 18 th century music, L., 1970.

Ю. В. Крейнина.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me