Хубаи Ё.

(Hubay) Ёне (наст. фам. — Xубер (Huber)) (15 IX 1858, Будапешт — 12 III 1937, Будапешт) — венг. скрипач, композитор, педагог. В детстве учился игре на скрипке у своего отца, Карла Xубера — капельмейстера оперного т-ра, композитора и профессора по классу скрипки Академии музыки в Будапеште. Впервые выступил публично в 9-летнем возрасте (исполнил с оркестром концерт Дж. Б. Виотти). В 1871-1876 учился у Й. Иоахима в Высшей муз. школе в Берлине. В 1876-78 концертировал в Будапеште, где познакомился с Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на формирование его исполнит. стиля. Выступал с Листом в 1878 в концертах Падлу в Париже, брал там же уроки у А. Вьётана; был его преемником в Брюссельской консерватории (1882-86) и редактором его произв. Играл в квартетах, к-рые организовал в Брюсселе (с виолончелистом Ж. Серве и др.) и в Будапеште (с участием виолончелиста Д. Поппера и др.; игрой этого ансамбля восхищался И. Брамс). С 1886 жил в Будапеште, с этого же года преподавал в Муз. академии (позднее Высшая муз. школа им. Ф. Листа, в 1919 и с 1934 директор). Почти за 50 лет педагогич. деятельности X. воспитал мн. выдающихся скрипачей, среди них — Й. Сигети, Ф. Вечей, Э. Браун, Б. д'Араньи, Э. Рубинштейн, Ш. Гейер, Э. Тельманьи, Э. Затурецкий. Как солист гастролировал во мн. европ. странах; выступал в Петербурге (1890). Завоевал известность одного из самых блестящих виртуозов Европы. В его совершенной по технике игре, отличавшейся исключительно красивым звуком, ярко проявлялись черты романтич. стиля, свойственные франко-бельг. скр. школе и сочетавшиеся с влиянием венг. нац. исполнит. традиций. Автор св. 120 соч. Под ред. X. опубликованы скр. этюды Р. Крейцера, пьесы для скрипки соло И. С. Баха, П. Роде, Н. Паганини и др.

Сочинения: оперы — Алиенор (1891, Будапешт), Скрипач из Кремоны (А Cremonai hegedьs, о жизни А. Страдивари, 1894, Будапешт), Деревенский бедокур (Der Dorflump, Вена, 1896), Лесная розочка (Moharуzsa, 1903, Будапешт), Любовь Лавотты (Lavotta szerelme, 1906, Будапешт), Анна Каренина (1923, Будапешт), Маска (Az бlarc, 1931, Будапешт), Венера Милосская (1935, Будапешт); балеты — Большой эгоист (по О. Уайльду, Der groЯe Egoist, 1936, Будапешт), балет-пантомима Сцены из чарды (Csбrdajelenetek, 1937, Будапешт); для орк. — симфонии (1885; 2-я, с хором, 1915; 3-я, Новая жизнь — Vita nuova, по Данте, для солистов, хора, орк. и органа, 1921; 4-я, Петефи-симфония, для солистов, хора и орк., 1925); для скр. с орк. — 4 концерта (в т. ч. Concerto dramatico, 1907; 4-й, В старинном стиле — All'antica, 1908); для влч. с орк. — концертштюк (сочинён для Поппера, к-рый написал к нему каденцию); для скр. с фп. — Романтическая соната (Sonate romantique, 1871), пьесы, в т. ч. Зефир (Le Zephyr), сцены из чарды (Csвrdajelenetek), Вариации на венгерские темы (Variations sur un thиme Hongrois), этюды для скр. соло (конц. и педагогич.).

Литература: Яголим Б., (Хубаи), в кн.: Музыкальный календарь на 1962 год, М., 1961, с. 71-73; Коdбlу Z., Вartha D., Die ungarische Musik, Bdpst — Lpz.- Mil., 1943; Ungarische Opernkomponisten, "Neue Musikzeitung", 1896, Bd 17, No 14; Siklos A., A Hubay-Popper vonуsnйgyes, "A zene", 1937, No 10; Rataki L., Jenц von Hubay, "Allgemeine Musikzeitung", 1937, Jahrg. 64, No 13/14.

В. Ю. Григорьев.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me