Штольц Т.

(Stolz) Тереза (наст. имя и фам.- Терезина Штольцова, Stolzovб) (2 VI 1834, Костелец, Чехия — 23 VIII 1902, Милан) — чеш. певица (драм. сопрано). Происходила из семьи музыкантов и певцов. В 1849-51 училась в Пражской консерватории у Дж. Б. Гордиджани, затем брала уроки пения у В. Чабоуна. В 1855-56 обучалась в консерватории Триеста у Л. Риччи, позднее совершенствовалась у Ф. Ламперти в Милане. Дебютировала в 1857 в спектакле итал. оперной труппы в Тбилиси, затем выступала в Ницце и Гранаде. С 1864 жила в Италии, пела в разл. городах, быстро завоевав признание. В 1865 была приглашена в миланский т-р "Ла Скала", где пела до 1879 (дебютировала в заглавной партии в опере "Лукреция Борджа"). Успешно исполнив заглавную партию в опере Дж. Верди "Жанна Д'Арк", привлекла внимание композитора, к-рый предложил ей спеть партию Елизаветы в итал. премьере его оперы "Дон Карлос" (1867, Болонья, т-р "Комунале"); выступление прошло с триумфальным успехом. С этого времени Ш. считалась одной из лучших вердиевских певиц; в "Ла Скала" исполнила также партии Леоноры ("Сила судьбы", премьера 2-й ред., 1869) и Аиды (первая пост. оперы в "Ла Скала", 1872; дирижировал автор). В 1874 Ш. спела партию сопрано в "Реквиеме" Верди (1-е исполнение; Милан, собор Сан-Марко, затем в "Ла Скала" под упр. автора). В 1874-79 много гастролировала в Италии, а также Каире, Париже, Вене, Лондоне. В 1875 выступала в России (в партии Аиды и в "Реквиеме" Верди, Москва, Петербург). Среди партий — Леонора, Амелия ("Трубадур", "Бал-маскарад"), Рахиль ("Дочь кардинала" Галеви), Алиса, Валентина ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты"). В 1879 оставила сцену; жила в Милане, её салон посещали мн. оперные певцы.

Одна из выдающихся оперных певиц 2-й пол. 19 в., Ш. обладала голосом большой силы, обширного диапазона (g — сis3), редкого по красоте тембра, с мощными, почти меццо-сопрановыми низами, чарующим по теплоте звучания средним регистром и звонкими высокими нотами. Её пение отличалось музыкальностью, выразительностью фразировки. Исключит. природные данные, совершенное вок. мастерство, тонкое чувство стиля в соединении с яркой экспрессией и подлинно драм. темпераментом сделали Ш. крупнейшей исполнительницей партий в операх Верди.

Литература: Monaldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Gatti С., Verdi, v. 1-2, Mil., 1931, то же, там же, (1951); Tegani U., Cantanti di una volta. Teresina Stolz, Mil., (1945); Sоlir J., T. Stolzovб, Praha, 1946; Zoppi U., Mariani, Verdi e la Stolz, Mil., 1947; Abbiati F., G. Verdi, v. 1-4, (Mil., 1959); Walker F., The man Verdi, L., (1962).

C. M. Грищенко.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me