АХРИМАН

(фарси)

в иранской мифологии верховное божество зла. В самой ранней части «Авесты» — «Гатах» прообраз А. можно усмотреть в Ака Маш, в других книгах «Авесты» — в Ангро-Майнью. А. противопоставляется Ахурамазде: Ахурамазда создает 16 стран добра, А. — 16 стран зла («Вендидат» I); в противовес чистым «ахурийским» животным А. создает змей, драконов и прочую нечисть; Ахурамазда ниспосылает своего пророка Заратуштру, А. («Вендидат» XIX) пытается искусить или убить его (но безуспешно); в книге «Ясна» (2) содержатся благие пожелания творениям Ахурамазды, тут же — проклятия А. Ахриман порождает всесильное божество лжи Друга «против вещественного мира, на гибель праведности миров» («Ясна* 9). А. искушает благих людей, и иногда ему это удается, как, например, со справедливым царем Джамшидом (в «Авесте» — Йима), которому А. вселил гордыню, и тот возомнил себя богом, за что был наказан («Шахнаме»).Противостояние Ахурамазды и А. восходит к представлениям об извечной вселенской борьбе добра и зла (эти представления изложены в т. н. «Гате Ахунаваити»). Их отражением является зороастрийское учение о четырех мировых циклах (изложено в теологическом трактате «Бунда -хишн», 9 в.), каждый длительностью 3000 лет. На протяжении этих циклов происходит борьба Ахурамазды против А. Она заканчивается разгромом А., очищением мира в расплавленном металле от скверны и наступлением эры вечного блаженства (см. ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ). В борьбе против А. Ахурамазде помогает человек. Так, первочеловек Каюмарс даже одолел А. и стал разъезжать на нем верхом.Лит.: Darmesteter J., Ormazd et Ahriman.... P., 1877. И. С. Брагинский.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me