ПРОКЛ

ПРОКЛ, по прозванию Диадох, т.е. «преемник» (410-485) — греческий философ-неоплатоник. Родился в Константинополе, в 20 лет переехал в Афины. Учился в Александрии у грамматика Ориона, потомка египетского жреческого рода; математике — у Герона; ученик неоплатоника Плутарха и его дочери Асклепигении, по преданию посвятившей П. в тайные учения. Путешествовал по Азии, где, по словам биографа Марина, «не упустил знакомства с таинствами, древнейшие уставы которых еще блюлись в Азии». В 437 стал преемником учителя Сириана, руководил платоновской Академией. Аскет, пифагореец по образу жизни, не был женат, соблюдал посты по египетской религии и культу Кибелы, очищался священнодействиями в честь Матери Богов. Почитал орфические стихи, пророчества халдейских оракулов. Из нескольких тысяч страниц литературно-философского наследия П. многие остаются малоисследованными. Основные труды: «Элементы теологии» (211 тезисов системы неоплатонизма), «О богословии Платона», комментарии к 12 диалогам Платона, «О промысле, судьбе и о том, что в нас», «Орфическая теология», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами», «Об ипостасях зла», комментарии к «Элементам» Эвклида (единственный сохранившийся труд по истории математики в древней Греции до Эвклида) и др. Философия П. основана на неоплатонических воззрениях. Согласно П., над всем существует Единое Первоначало, Божество как превосходящее всякое понятие и определение Сверхсущее и Неизреченное (общая идея для восточной мистики и эзотерических учений). Начало мира составляют «три ипостаси» — Единое или Благо, Ум и Мировая Душа (ср. у Платона, Плотина). Развитие мира происходит по закону триад: все существа, группы и иерархии существ проходят три ступени жизни: 1) пребывание в Едином и в единстве с Ним, это — жизнь в Неделимом Начале, Отце, Потенции; 2) выступление из себя, эманация и дифференциация, переход во множество, это жизнь в Матери, Женском Начале, Силе, энергии; 3) возвращение к себе, возведение расторгнутого множества в единство, синтез. (Похожая тройственная схема применялась Гегелем в его диалектической философии Абсолютного духа). Космогония П. строится на движении (эманации и эволюции) иерархического универсума: трех ипостасей в единстве — Единого, Ума и Мировой Души. В Едином пребывают сверхсущие единицы — божественные существа — в гармонии и абсолютном единстве. Единое порождает Ум, в котором развиваются триады сущих умов. Они составляют умопостигаемый мир (мир идей, мыслей, первообразов). Мифологическая философия Ума у П. основана на мистике божественных чисел, греческой мифологии и теогонии. Ум эманирует в Мировую Душу. Мировая Душа связывает умопостигаемый мир с чувственным и расчленяется на множество иерархически расположенных существ: божественных, демонических, астральных, животных, человеческих. Они соединяются с материальным миром, в котором проходят процессы совершенствования. По П., причина зла не в материи, а в отвращении человека от умопостигаемого мира (мира высоких мыслей) и привязанности к чувственным предметам. П. признает древнее учение индусов, египтян и греков о переселении душ, но не допускает переселения человеческих душ в животные тела. Задача человека — познать высшую силу души, которая находится выше ума и способна к восприятию абсолютно-единого, т.е. того, что выше всемирного Ума (ср. Атман в индуизме, «огненное зерно» в Агни-Йоге). П. называет эту высшую силу «цветом нашей сущности», «тем единым в душе, что лучше и ума в ней». Последняя цель человека — мистическое слияние с Божеством. Оно происходит через действие трансцендентальной силы души, которое П. называет мистическим энтузиазмом или священным безумием. Человек готовит себя к восприятию ее духовной практикой самосовершенствования. П. выделяет три главных принципа нравственной жизни: 1) чистая любовь (ср. Эрос у Платона); 2) умозрительное познание истины (созерцание); 3) дела веры и благочестивые упражнения — молитвы, жертвоприношения и теургия с применением музыки и поэзии (ср. в школах Пифагора, поэзия у Ауробиндо Гхоша). Крупнейшие последователи П. — Николай Кузан-ский (Запад), Иоанэ Петрици (Восток). Философско-религиозное учение П. — одна из крупнейших попыток в античной истории философии свести всю совокупность религиозных, научных знаний в одну завершенную систему. Оказал существенное влияние на становление монотеизма (см. ХРИСТИАНСТВО).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Прокл — (Próklos) (около 410, Константинополь, — 485, Афины), античный философ-идеалист, представитель афинской школы Неоплатонизма. Важнейшие дошедшие до нас философские сочинения П. — «Первоосновы теологии» [последнее изд. Oxf., 1965, рус. пер. Большая советская энциклопедия
  2. ПРОКЛ — ПРОКЛ (Πρόκλος) Диадох (8 февраля 412, Константинополь – 17 апреля 485, Афины) – греческий философ-неоплатоник. О жизни его известно из биографии, написанной его учеником Марином [МАРИН](«Прокл, или О счастье»)... Новая философская энциклопедия
  3. Прокл — I. • Procles, Προκλῆς см. Hercules, Геркулес, 16. II. • Proclus, Πρόκλοσ по прозванию Διάδοχος, знаменитый новоплатоник, родился в Константинополе (в 412 г. от Р. X. Словарь классических древностей
  4. Прокл — орф. Прокл, муж. имя (Проклович, Прокловна) Орфографический словарь Лопатина
  5. Прокл — А, муж. Отч.: Проклович, Прокловна. Производные: Проклушка; Прокша; Проня. Происхождение: (Греч. личное имя Prokleos. От pro — раньше, прежде и kleos — слава.) Именины: 27 янв., 4 мая, 25 июля, 12 авг., 3 дек. Словарь личных имен
  6. прокл — (Греч.) Греческий писатель и мистик-философ, известный как комментатор Платона, прозванный Диадохом. Жил в пятом веке и умер в возрасте 75 лет, в 485 г. н.э., в Афинах. Теософский словарь
  7. ПРОКЛ — ПРОКЛ (412-485) — древнегреческий философ, осуществил универсальную конструктивно-диалектическую разработку всей системы неоплатонизма на основе триадического метода. Большой энциклопедический словарь