ТРОИЦА

ТРОИЦА — центральный догмат христианского вероучения, согласно которому единый Бог существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой, которые связаны между собою в качестве нераздельных и неслиян-ных. Единосущность и ипостасность Бога обусловливают в христианстве единство и равнозначность Ветхого и Нового Заветов, а также Священного Предания как трех источников откровения; причем, если в Ветхом Завете, согласно ортодоксальной традиции, содержание тринитарного догмата дано «прикровенно», то в Новом Завете оно уже эксплицировано «откровенно» и «открыто». Концептуальная экспликация идеи Т., а также введение понятий Т. и ее Божественных ипостасей (ликов) были осуществлены в рамках патристики (см. ТЕРТУЛЛИАН), однако соответствующие идеи были сформулированы уже в неоплатонизме (понимание Плотином «Творца» как породившего «такого сына, как ум, прекрасного отрока», закладывающее идею Логоса как объединяющей фигуры в структуре Т.). Важным этапом эволюции идеи Т. была данная Августином ее психологически артикулированная интерпретация (Т. как имманентно внутренний Божественный диалог любви и самопознания), задавшая мощный импульс развития эмоционально-психологической составляющей христианства. Идея множественности бытия бога генетически восходит к архаическим мифологиям (см. аватара в индуизме как воплощение бога в ином боге, человеке или животном, существующее параллельно с исходным богом или другими его воплощениями-аватарами), структура троичности также является фундаментальной для мифологии (троичная дифференциация египетской огдоады, три лика Гекаты, индуистский Тримурти как единство Брахмы, Шивы и Вишну и др.). Однако, в христианском вероучении, конституированном как яркий теизм с характерным для него напряженно-личностным восприятием персонифицированного Бога и установкой на имманентный диалогизм, идея триады наполняется принципиально новым — коммуникативным смыслом: троичность Бога как способ бытия реализуется в качестве взаимного личного отношения внутри Т. — общения Отца, Сына и Святого Духа (отсюда нередкие параллели трех ликов Т. с тремя грамматическими лицами: разрешение Я и Ты в Он). Это коммуникационное единство артикулируется в христианстве как диалог и как взаимная любовь, что находит свое выражение в двух типах иконографии Т.: так называемой «ветхозаветной» (»беседа» в русской иконописи, классическим образцом которой является «Троица» А. Рублева) и так называемой «новозаветной» (»отечество», т.е. изображения Бога-Отца с отроком Христом на его лоне в русской иконописи 16-17 вв., и западноевропейское «милосердие», т.е. изображение Саваофа с распятым Христом, по жанру близкое к «пьетте»). Три лика Т. аксиологически равнозначны (»равночестны»), однако функционально дифференцируются: так, в сотворении мира Бог-Отец задает онтологическую феноменальность мира (наделяет бытием), Бог-Сын — «устрояет» (наделяет смыслом — отсюда трактовка Христа как Логоса), Бог-Дух Святой задает мировое жизненное единство (наделяет целостностью), — таким образом, мир от Отца, через Сына и в Духе. Интерпретация христианством Бога как «единого в трех лицах» задает теоретическую возможность вариативного моделирования соотношения ликов Божества внутри Т. В частности, для христианства чрезвычайно остро встала проблема трактовки второго звена Т. — Иисуса Христа как Бога-Сына. Прежде всего, это касается вопроса о его природе. В отличие от аватары или ботхисатвы, Иисус Христос трактуется как реальный богочеловек, не могущий быть воплощенным в ином естестве, т.е. единичный «не через смешение сущностей» (полубог — получеловек), но «через единство лица»: «Видевший меня видел Отца... Я в Отце и Отец во мне» (Ин, 14, 9-10). Раннее христианство характеризуется острыми христологическими спорами (2-7 вв.) в рамках которых природа Христа вариативно интерпретировалась и как сотворенная (ариане), и как маска Абсолюта, в принципе могущая быть снятой (докеты) и потому не должная рассматриваться как тождественная Божественному Логосу (несториане), и как сугубое естество (монофизиты), и как сугубая воля (монофелиты) и мн. др. Канонически в Никео-Цареградском Символе Веры зафиксирован тезис о «бо-гочеловеческой природе» Христа, который, однако, оставляет открытым вопрос, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца или также и от Бога-Сына (проблема филиокве). Расхождения по данному вопросу легли в основу разделения единой христианской церкви на западную и восточную ветви христианства (1054): если православие полагает, что Святой Дух исходит исключительно от Бога-Отца, то в католицизме формула филиокве (лат. filioque — «и от сына») принята как догмат. Экуменистическое движение христианских конфессий за интеграцию христианской церкви как единой реализуется на социально-институционном уровне и не снимает проблемы филиокве как содержательной. Кроме того, необходимость вписывания тринитарного догмата в контекст вероучения, конституировавшегося как последовательный теизм и строгий монотеизм, вызвала в рамках исторической эволюции христианства развитие унитаристских тенденций. Начиная с 2 в., в раннем христианстве развивается течение антитринитаризма (греч. anti — против и лат. trinitas — Т., основанного на вере в единого Бога, всепроницающего и представляющего собой высший разум, и отрицающего триединство Бога, божественное происхождение Христа и его искупительную жертву, а — соответственно — и учение о первородном грехе. Аналогично, в возникшем в 4 в. арианстве (от имени Александрийского пресвитера Ариана) рассматривается второе лицо Т. — Христос — как сотворенный Богом-Отцом, т.е. тварный, а значит, «и в чем не подобный Богу-Отцу». — Возникший как раннехристианская ересь, антитринитаризм вновь и вновь актуализируется в ходе исторической эволюции христианства. Значительными вспышками антитринитаризма сопровождалась христианизация так называемых варварских народов (готов, вандалов и лангобардов) в 6-7 вв. В эпоху Реформации антитринитаризм распространился в Италии и параллельно (в сер. 16 в.) в России (дело М.С. Башкина), и преследуемые тринитарии, эмигрируя — соответственно — в Германию и Литву, встречаются в Польше, где оформляются многочисленные и имеющие тенденцию к сближению различные направления антитринитаризма, среди которых могут быть названы: польские братья (польское арианство), отколовшиеся от кальвинизма; социанство; буднеизм (от имени С. Будного, чьи анти-тринитарные взгляды были аргументированы в «Кратком доказательстве того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец» (»Brevis demonstratio guod Christus non sit ipse Deus, gui est Pater», 1574), послужившем средством организационного оформления антитринитариев; «новое учение» сторонников бежавшего из России проходившего по делу М.С. Башкина Феодосия Косого с его идеей Бога как «духовного разума» и унитаристским тезисом «Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах». В 17 в. центр антитринитари-стских настроений сдвигается в Венгрию и Трансильванию, оформляясь в 18 в. в движение аврамитов. За антитринитаризм как ересь подвергался преследованиям Дж. Пристли, эмигрировавший в 1791 в США и основавший там антитри-нитаристскую школу (У. Чаннинг, Т. Паркер, Р. Эмерсон). На базе антитринитаризма оформляются либеральное и модернистское течения в протестантизме. В настоящее время насчитывается более 100 000 антитринитариев в США и почти 25 000 в Европе, и это весьма серьезная цифра, учитывая, что догмат о Т. является основным в христианском вероучении. Антитринитаризм равно преследовался как ортодоксальным католичеством, так и протестантизмом: в 1553 за антитрини-тарные взгляды М. Сервет был сожжен по приказу Кальвина, в Англии закон 1689 «О веротерпимости» не распространялся на антитринитариев, а закон об их смертной казни был отменен лишь в 1813. Антитринитаризму как объективной тенденции в развитии христианства содержательно соответствует унитаризм (лат. unitas — «единство») как конфессионально оформленное направление протестантизма, основанное на недогматическом прочтении библейских текстов и отказе от ортодоксальной доктрины триединства Бога. С теологической точки зрения унитаризм эволюционно сдвигается к деизму (Дж. Пристли), пантеизму (»христологический пантеизм» М. Сервета и идея постижения Бога через окружающий мир и внутреннее чувство у Т. Паркера) и спиритуалистическому панпсихизму (Р. Эмерсон), что в целом может быть обозначено как тенденция унитаризма к выходу за рамки такой формы вероучения, как теизм. Христианская концепция Т. оказала содержательное влияние на эволюцию европейской философской традиции: от схоластики до экзистенциализма (по самооценке, восходящего к августиниан-ской «психологической» интерпретации Т.) и экзистенциального психоанализа (концепция «бытия-друг-с-другом» как «нераздельного и неслиянного» у Бинсвангера).

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Троица — I Тро́ица (греч. triа́s, лат. trinitas) специфического обозначение бога в христианской теологии. Согласно одному из основных догматов христианства, бог един по своей сущности, но существует как три личности («лица», «ипостаси»): бог-отец... Большая советская энциклопедия
  2. троица — -ы, ж. 1. рел. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином боге, существующем в трех лицах; триединое божество (бог-отец, бог-сын, бог-дух святой). 2. Народное название троицына дня. На троицу в нашем приходе был престольный праздник. Малый академический словарь
  3. ТРОИЦА — ТРОИЦА (греч. Τριάς, лат. Trinitas) – наименование Бога в христианстве, имеющее характер вероучительного утверждения. Представление о троичности Высшего бытия (Бога) существовало и в других религиях и философских концепциях... Новая философская энциклопедия
  4. ТРОИЦА — ТРОИЦА (от лат. trinitas — троица) — англ. Trinity(1)/Whitsun(2)/ Whitsunday; нем. Dreieinigkeit. 1. Основной догмат христианства, согласно к-рому Бог един и существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос), Бог-Дух Святой. Социологический словарь
  5. Троица — о. см. Ян-Майен Топонимический словарь
  6. ТРОИЦА — (греч. trias, лат. trinitas) — 1) в христианском богословии специфич. обозначение бога. Согласно догмату о Т., бог обладает единой сущностью, но тремя лицами (ипостасями): бог-отец, бог-сын (Логос, или "Слово") и св. дух; все лица... Советская историческая энциклопедия
  7. троица — орф. троица, -ы, тв. -ей (совокупность трех лиц, предметов; Бог троицу любит) и Троица, -ы, тв. -ей (триединый Бог у христиан; праздник) Орфографический словарь Лопатина
  8. троица — Тр/о́/иц/а. Морфемно-орфографический словарь
  9. ТРОИЦА — (греч. Τριάς, «триада», лат. Trinitas) в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса... Мифологическая энциклопедия
  10. троица — ТРОИЦА, ы, ж. 1. (Т прописное). В христианстве: триединое божество (Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой). Святая Т. 2. (Т прописное). Толковый словарь Ожегова
  11. троица — ТР’ОИЦА, троицы, ·жен. 1. только ед. В христианском учении — триединое божество, в котором соединяются три лица, три ипостаси: бог-отец, бог-сын и бог-дух святой (рел.). | Связанные единым культом три божества (рел.). Толковый словарь Ушакова
  12. троица — ТРОИЦА -ы; ж. 1. Один из основных догматов христианской религии, учение о едином Боге, существующем в трёх лицах; триединое божество (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог — Дух Святой). Толковый словарь Кузнецова
  13. Троица — Название этого христианского праздника было образовано в старославянском языке по методу кальки с греческого trias. Этимологический словарь Крылова
  14. троица — См. три Толковый словарь Даля
  15. Троица — Богословский термин, выражающий отличительное содержание христианского понятия о Боге. Учение о Т. представляет первый догмат, установленный церковью в течение первых веков христианства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. Троица — (греч. «триада», лат. Trinitas), в христианском богословии Бог, сущность Которого едина, но бытие Которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца — безначального Первоначала, Сына — Логоса... Словарь по культурологии
  17. Троица — Один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке... Краткий религиозный словарь
  18. ТРОИЦА — ТРОИЦА — один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Св. Дух. Термин появился в кон. 2 в., учение о Троице развито в... Большой энциклопедический словарь
  19. троица — 1. троица ж. Трое, связанные друг с другом какими-либо отношениями. 2. Троица I ж. Центральный христианский догмат о триедином Боге, утверждающий существование Бога в трёх ипостасях, лицах: Отец, Сын, Святой Дух; Пресвятая Троица. II... Толковый словарь Ефремовой
  20. троица — тро́ица др.-русск., ст.-слав. троица Τριάς (Супр.). Калька греч. Τριάς, далее см. тро́е. Отсюда произведено местн. н. Тро́ицк, в Оренб. губ, основан на троицу в 1743 г.; см. Унбегаун, RЕS 16, 67. Этимологический словарь Макса Фасмера