АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ἄνθρωπος – человек и лат. centrum – центр) – крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании. Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Протагора [ПРОТАГОР] «человек есть мера всех вещей». В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной (см. Антропный принцип [АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП]).

В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка. В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав. Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму [ДЕТЕРМИНИЗМ] и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и «законами исторической необходимости». Антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное проектирование и жесткие социальные технологии (см. Технологии социальные [ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНЫЕ]), подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в «винтик» государственной машины. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность. Что касается марксизма, то он унаследовал просветительский взгляд на человека как на продукт обстоятельств и воспитания и определял сущность человека как комплекс социальных отношений. И хотя деятельностный подход, реализованный в понятии общественной практики, и претендует на снятие дилеммы антропоцентризма и социоцентризма, марксизм в целом явно тяготеет к последнему. Отход К.Маркса [МАРКС] от антропоцентризма, заявленного в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.»и «Манифесте Коммунистической партии» («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»), отчетливо виден в его концепции формационного развития общества как естественно-исторического процесса, в рамках которого человек представляет собой «личный элемент производительных сил». Русские марксисты, напр., Г.В.Плеханов [ПЛЕХАНОВ], явно тяготели к социоцентризму в решении вопроса о роли личности в истории. В классической социологии основная позиция антропоцентризма отчетливо выражена Г.Спенсером [СПЕНСЕР], полагавшим, что «каждое социальное явление должно иметь своим источником известные свойства индивидов», а потому «тип общества определяется природой составляющих его единиц». Развернутую социологическую интерпретацию антропоцентризм обрел в «понимающей социологии» М.Вебера [ВЕБЕР М.]. Веберовский постулат субъективной интерпретации гласит: ничто не может быть понято лучше, чем индивидуальное осмысленное действие. Понять социальное явление значит свести его к субъективным смыслам действующих индивидов – конечному пункту теоретического анализа любых социальных процессов. В поствеберовской социологии антропоцентризм противопоставлен структурному функционализму, сторонники которого акцентировали внимание на детерминирующем воздействии социальных структур. Наследующая же веберовские традиции феноменологическая социология выступала против реификации (овеществления) социальных структур и трактовала их как набор социально одобренных образцов человеческого поведения. Не отрицая структурирующего воздействия социальных институтов на человеческую деятельность, она исследовала систему высокосложных типизаций, аккумулирующих опыт индивидуального «усвоения» подобных образцов в исполнении социальных ролей (интериоризация). Социологический постмодернизм ликвидировал противопоставление человека и продуктов его творческой активности, радикализировав структуралистские идеи «смерти субъекта» (М.Фуко [ФУКО]), растворения автора в тексте (Р.Барт [БАРТ Р.]). Современной социологии свойственны попытки снятия дилеммы антропо- и социоцентризма с помощью понятия габитуса как инкорпорированной социальности (П. Бурдье). Но в отличие от традиционных обществ, габитус современного человека, вовлеченного во множество изменчивых личных и анонимных социальных связей, не может считаться социальным инвариантом, а концепция габитуса – окончательным снятием дилеммы антропоцентризма и социоцентризма.

Н.М.Смирнова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. апthropos — человек и от лат. centrum — середина круга) — англ. anthropocen-trism; нем. Anthropozentrismus. Мировоззрение, в к-ром человек рассматривается как центр и высшая цель мировоззрения. Социологический словарь
  2. Антропоцентризм — (от Антропо... и лат. centrum — центр) воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии (См. Телеология), т. Большая советская энциклопедия
  3. Антропоцентризм — Мировоззрение, при котором конечной целью или центром всех устремлений и действий является человек (суть: "все для человека", "все во благо человека", или "человек — высшая цель мироздания"). Физическая антропология
  4. антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ а, м. anthropcentrisme m. Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. БАС-2. Антропоцентрический ая, ое. Словарь галлицизмов русского языка
  5. антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos — человек, и лат. centrum — центр) — воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  6. антропоцентризм — Антроп/о/центр/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  7. антропоцентризм — орф. антропоцентризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. Антропоцентризм — (Антропо- + центр) философское воззрение на человека как на центр и высшую цель развития живой природы. Медицинская энциклопедия
  9. антропоцентризм — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ -а; м. [греч. anthrōpos — человек и лат. centrum — центр]. Воззрение, исходящее из представления о человеке как центре, высшей цели мироздания (основа многих философских учений преимущественно второй половины 20 в.). Толковый словарь Кузнецова
  10. Антропоцентризм — (греч. anthropos – человек + лат. сentrum – мировоззрение) – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. ☼ мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего. Образный материал для... Словарь по культурологии
  11. антропоцентризм — антропоцентризм I м. Религиозно-идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания. II м. Проявление свойств, обусловленных предназначенностью объекта для нужд человека или человеческого общества. Толковый словарь Ефремовой
  12. антропоцентризм — [антропо… + гр. центр] – ненаучное, связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания Большой словарь иностранных слов
  13. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и центр) — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Большой энциклопедический словарь