БЛАГОРАЗУМИЕ

БЛАГОРАЗУМИЕ – качество характера, принцип действия, ориентирующие человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).

Аристотель проанализировал специфически этическое значение благоразумия (φρόνησις, в лат. переводе – prudentia). В русских изданиях термин Аристотеля переводят как рассудительность, а словом «благоразумие» передают термин σωφροσύνη. Однако в последующей истории философии проблемы, стоящие за этими терминами, стали обозначать соответственно понятиями благоразумия и умеренности [УМЕРЕННОСТЬ]. Аристотель определяет благоразумие (рассудительность) как истинный, причастный суждению склад души, предполагающий совершение поступков, касающихся человеческих благ. Главное дело благоразумного (рассудительного) состоит в принятии правильных решений относительно блага и пользы для себя в целом – для хорошей жизни. Положительную нравственную ценность благоразумия в трактовке Аристотеля определяет его обусловленность умеренностью (σωφροσύνη) – нравственной добродетелью, благодаря которой человек сознает, в чем заключается его благо. С помощью благоразумия человек способен выбрать правильные средства для этой цели в конкретной ситуации и осуществить его в поступке. Благоразумие как особое знание или как часть души, причастная суждению, отличается от нравственной добродетели, хотя одно без другого не существует. Оно также отличается от мудрости как научного знания и постижения с помощью разума наиболее ценных по своей природе вещей: благоразумие связано с человеческим благом, нацелено на принятие правильных для его осуществления решений. Аристотель подчеркивает, что быть благоразумным означает не просто знать, но быть способным совершать в соответствии со знанием поступки, и приводит в пример Фалеса и Анаксагора, которых называют не благоразумными, а мудрыми, так как они занимались божественными, но бесполезными для достижения человеческих благ предметами. По поводу этих предметов невозможно принимать решения, поскольку они неизменны. Если мудрость имеет дело с предельно общими, не допускающими обоснования определениями, то благоразумие предполагает в большей степени знание частного, поскольку имеет дело с принятием решений и совершением поступков в конкретных (частных) обстоятельствах. Благоразумный как способный к принятию решений умеет добиться высшего из осуществимых в конкретном поступке благ. Если мудрость обретают посредством ума, то рассудительность – посредством опыта и особого чувства, сходного с убежденностью. Аристотель считал, что мудрость и благоразумие связаны в том смысле, что последнее, хотя и не пользуется мудростью, следит за тем, чтобы она развивалась. Своеобразие благоразумия государственных мужей в трактовке Аристотеля заключается в направленности их решений и поступков на благо государства. Это благоразумие Аристотель подразделяет на государственное (в свою очередь выделяя в нем благоразумие в принятии решений и в судопроизводстве), хозяйственное и законодательное. Значимость благоразумия в государственных делах, по Аристотелю, состоит в том, что собственное благо граждан невозможно вне зависимости от хозяйства и устройства государства.

Фома Аквинский развивал концепцию благоразумия (prudentia) как одной из кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, мужеством и справедливостью) и определял его как правильное рассуждение в приложении к действию, или как мудрость в человеческих делах. Благоразумие проявляется в выборе конкретных поступков как средств для приближения к конечной цели блаженства, выражающего благость божественного миропорядка. Высшая трансцендентная цель в концепции Фомы определяет положительную нравственную ценность благоразумия. Он отличает подлинное благоразумие от ложного, которое заключается в выборе адекватных средств для имморальной цели, и от несовершенного, которому по той или иной причине не хватает полноты. Фома подчеркивает, что подлинное благоразумие состоит в устойчивой привычке поступать согласно добродетели и предполагает совершение правильных поступков на правильных основаниях в правильное время. Для этого необходимы разумность, способность разбираться в конкретной ситуации, память, умение принимать советы, опыт, способность предвидеть последствия своих поступков.

В Новое время в философии и обыденном сознании содержание понятия благоразумия постепенно перемещается во внеморальный контекст. Обусловленность высшей (трансцендентной) целью все реже рассматривается в качестве необходимого условия личного (группового) блага. Значение благоразумия нередко трактуется двояко. Его связывают с умением, используя собственный опыт и опыт других людей, осуществлять личный или групповой интерес и тем самым добиваться длительной выгоды, благополучия, а также продолжают считать добродетелью. А.Смит различает благоразумие, ориентированное на сохранение здоровья, благосостояния, доброго имени, личного спокойствия, и благоразумие, которое предполагает «более широкую цель» и сочетается с доблестью, с любовью к человечеству, справедливостью, геройством. Благоразумие в первом значении характеризует человека скорее осмотрительного, нежели предприимчивого, крайне бережливого, ответственного лишь за то, что определено обязанностями его положения, неизменно воздержанного, неутомимо трудолюбивого, искреннего и способного к дружбе, основанной «на благоразумном уважении скромных добродетелей». Благоразумие во втором значении присуще великому полководцу или общественному деятелю, а в прошлом было отличительной чертой мудреца, академиков и перипатетиков. Оно основано на совершенстве нравственных и рассудочных качеств, «соединении превосходной головы с превосходным сердцем». Если благоразумие в первом значении может «снискать лишь холодное уважение», то второе вызывает восхищение и любовь. Наконец, И.Кант на концептуальном уровне отделил благоразумие от морали. Он показал, что нравственный закон не определяется никакой внешней по отношению к нему целью, он безусловен, всеобщ и необходим. Благоразумие же направлено на естественную цель – счастье, и благоразумный поступок является лишь средством для нее. В силу неопределенности содержания счастья, которое является идеалом не разума, а воображения, выявить разумные принципы достижения этой цели невозможно. Чтобы приблизиться к ней, следует действовать по эмпирическим советам (необходимость бережливости, вежливости, сдержанности, диеты и т.п.), поскольку опыт учит, что они, как правило, способствуют достижению блага.

После Канта вновь предпринимались и предпринимаются попытки вписать благоразумие в моральный контекст. Это связано, с одной стороны, с попыткой выявить пруденциальные основания морали, с другой – с интересом к этике добродетелей, в которой понятие «благоразумие» было одним из центральных.

Литература:

1. Аристотель. Никомахова этика, кн. VI. – Соч. в 4 т., т. 4. М., 1984;

2. Кант И. Основы метафизики нравственности. – Соч. в 6 т., т. 4(1). М., 1965;

3. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997;

4. Nelson D.М. Prudence. – Encyclopedia of Ethics in 2 v., v. 2. Chi. – L., 1992.

О.В.Артемьева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. благоразумие — -я, ср. Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность. Требовалось поучиться выдержке и благоразумию для безусловного выполнения задачи. Байдуков, Наш полет в Америку. Малый академический словарь
  2. благоразумие — орф. благоразумие, -я Орфографический словарь Лопатина
  3. Благоразумие — Благоразумие (разум, догадливость). Благоразумный человек («сын разумный») сообразует действия с осознанной целью (Притч 10:5; Лк 16:3-8)и определяет пути ее достижения (Мф 7:24; 10:16). Истинное... Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. благоразумие — см. >> осторожность Словарь синонимов Абрамова
  5. благоразумие — Благ/о/раз/у́м/и/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
  6. благоразумие — РАССУДИТЕЛЬНЫЙ — БЕЗРАССУДНЫЙ Рассудительно — безрассудно рассудительность — безрассудство (см.) Рассудительный человек — безрассудный человек. ○ — Мамочкин смел, но безрассуден и корыстен. Быков рассудителен, но слишком. Словарь антонимов русского языка
  7. благоразумие — БЛАГОРАЗУМИЕ -я; ср. Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность. Проявить б. Толковый словарь Кузнецова
  8. благоразумие — См. благовеличие Толковый словарь Даля
  9. благоразумие — БЛАГОРАЗУМИЕ, я, ср. Рассудительность, обдуманность в поступках. Проявить б. Толковый словарь Ожегова
  10. благоразумие — БЛАГОРАЗ’УМИЕ, благоразумия, мн. нет, ср. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к благоразумный. Толковый словарь Ушакова
  11. благоразумие — благоразумие ср. Обдуманность в действиях и поступках; рассудительность, осмотрительность. Толковый словарь Ефремовой
  12. Благоразумие — См. Мудрость. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона