ВИШУДДХА-АДВАЙТА

ВИШУДДХА-АДВАЙТА (санскр. viśuddha-advaita, букв. – чистая недвойственность) – философская школа вишнуитского направления в рамках веданты [ВЕДАНТА], основателем и крупнейшим представителем которой был Валлабха [ВАЛЛАБХА]. Брахман в вишуддха-адвайте – не только действующая (нимитта), но и материальная (самавайи) причина мира, причем «самавая» (букв. – неотъемлемая присущность) здесь, в отличие от ньяии вайшешики [ВАЙШЕШИКА], трактуется как синоним «тадатмья» (тождества). Брахман тождествен своим качествам, или формам проявления, однако не связан ими, поскольку само их существование зависит от его соизволения, а потому он считается чистым, лишенным формы (нишпрапанча). Майя [МАЙЯ] это сила Брахмана и как таковая тождественна ему; вместе с тем майя – лишь вторичная причина мира, который является не следствием реальной трансформации Брахмана (как у Бхаскары в системе бхеда-абхеда [БХЕДА-АБХЕДА]), но его непосредственной манифестацией. В своем омрачающем аспекте майя выступает как неведение (авидья [АВИДЬЯ]). Традиционное ведантистское определение Брахмана как сат-чит-ананда [САТ-ЧИТ-АНАНДА]означает в вишуддха-адвайте, что он реален, наделен сознанием и блажен; кроме того, он проявляется через множество своих благих качеств и персонифицирован в образе Кришны. Аспект его реальности (сат) проявляется как элементы материального мира (праны), аспект сознания (чит) – как многочисленные души (дживы [ДЖИВА]), а частицы его блаженной природы (ананда) выступают в роли «внутренних управителей» (антарьяминов) каждой дживы. Верховный антарьямин, по воле которого происходят все события в мире, – это сам Кришна. Система вишуддха-адвайты вобрала в себя ряд положений, близких идеям теистической санхсьи, в частности, представление о трех гунах [ГУН]. Пракрита, Пуруше и т.д., однако эти сущности в ней не являются самостоятельными, а представляют собой различные ипостаси, или формы проявления, высшего Брахмана. Вишуддха-адвайта насчитывает 10 видов познания; пять вечных, включающих манифестацию Бога в Ведах [ВЕДЫ], сообразно которым творится мир в начале каждого вселенского цикла, и пять ограниченных, временных: чувственное восприятие (пратьякша) и четыре «заочных» (парокша), интеллектуальных видов познания, зависящих, соответственно, от функций манаса [МАНАС], буддхи, аханкары и читты [ЧИТТА]. Согласно вишуддха-адвайте, к освобождению (мокше [МОКША]) не ведет ни «путь действия», т.е. следование ведийским предписаниям, ни «путь знания», предложенный адвайтой. Единственная возможность достичь освобождения – это бхакти, личная приверженность и любовь к Богу. Хотя бхакти является, строго говоря, лишь средством (садхана), она считается даже более предпочтительной, чем само освобождение, т.к. позволяет полнее служить Кришне. Единство адепта с Брахманом, о котором говорится в Упанишадах, представляет собой лишь одно из промежуточных состояний бхакта, высшим же является вьясана, или всепоглощающая страсть. В отличие от школы марьяда-бхакти, полагавшей, что для проявления бхакти необходимы личные усилия человека, вишуддха-адвайта придерживается концепции пушти-бхакти, утверждая, что семя привязанности (према), заложенное в человеке Кришной, в дальнейшем – и только по милости Божьей – прорастает в нем в виде спонтанной благой деятельности и любви.

Литература:

1. Vallabha, Subodhinī, Poona, 1954;

2. Dasgupta S. A History of Indian Philosophy, v. 4. Cambr., 1926;

3. Marfatia M.L. The Philosophy of Vallabhācārya. Delhi, 1967.

H.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me