ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ

ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философских направлений и учений 14–16 вв., сложившихся первоначально в Италии, а затем и в других странах Европы (гл. о. Западной).

Родоначальником гуманистического движения считается поэт и философ 14 в. Петрарка, проявивший огромную активность в поисках (преимущественно в монастырских библиотеках) неизвестных его современникам произведений античной литературы и философии. Итальянские гуманисты кон. 14 – первой пол. 15 в. – Л.С.Салютати, Л.Бруни, П.Браччолини и др. осознают принципиальное отличие их эпохи от периода Средневековья, (medium aevum – сам этот термин введен ими). Переход от средневекового теоцентризма на позиции антропоцентризма происходил в течение всего 15 в. Он связан, в частности, с произведением Манетти, резко заостренным против средневекового церковного аскетизма, с антиклерикализмом и эпикуреизмом Л.Баллы.

Активным и влиятельным антисхоластическим направлением 15 в. стал платонизм, в значительной мере обязанный своим возникновением в Италии деятельности византийского платоника Плифона [ПЛИФОН]. В 1459 во Флоренции появляется Платоновская Академия – кружок гуманистов, филологов и философов, крупнейшими из которых стали М.Фичинои Пико делла Мирандола [ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА ДЖОВАННИ]. Огромное влияние платонизма в 15–16 вв. объясняется принципиальной неприязнью гуманистов к схоластизированному аристотелизму Фомы Аквинского, ставшему официальной доктриной Католической церкви. Флорентийские платоники выдвинули идею универсальной религии (наиболее близкой ей все же признавалось христианство) и провозгласили принцип веротерпимости. В произведениях Николая Кузанского [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ]преломились многие идеи античной и средневековой философии – апофатической теологии, неоплатонизма, пифагореизма, номинализма.

К кон. 15 – нач. 16 в. гуманистическое движение становится общеевропейским. Однако центр философии Возрождения по-прежнему находится в Италии. Идеи аристотелизма в сочетании с теорией двойственной истиныотстаивал П.Помпонацци [ПОМПОНАЦЦИ]. Крупнейшим представителем социальной философии Возрождения в нач. 16 в. был Н.Макиавелли [МАКИАВЕЛЛИ], сформулировавший свою индивидуалистическую концепцию человеческой природы.

В Лондоне в кон. 15 – нач. 16 в. вокруг теолога Дж. Колета (1467–1519) сложился оксфордский кружок христианских гуманистов. Активнейшими членами этого кружка были Эразм Роттердамский [ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ], критик схоластики (сатирическая «Похвала глупости»), и его близкий друг Т.Мор, автор знаменитой «Утопии».

Кризисная ситуация в Католической церкви и воздействие идей Эразма и других гуманистов стимулировали движение Реформации в Германии, Швейцарии и др. странах, приведшее к появлению лютеранства, кальвинизма и других течений, получивших общее название протестантизма [ПРОТЕСТАНТИЗМ]. Среди различных проявлений внеконфессионального христианства наиболее влиятельным стало т.н. антитринитарное движение, отвергавшее догмат триединства христианского Бога. В Польше, а затем в Нидерландах и других странах антитринитарии-унитарии именовались социанианами, применительно к которым был употреблен (1564) термин «деист». Философское осмысление деизма [ДЕИЗМ]как естественной религии [ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ]было осуществлено французским социальным мыслителем Ж.Боденом;оно стало одним из главных направлений религиозного вольнодумства.

Успехи реформационных движений привели к перестройке католицизма, принявшей форму Контрреформации; важнейшим ее философским результатом стало появление т.н. второй схоластики [ВТОРАЯ СХОЛАСТИКА] видоизмененного томизма, осуществленного гл. о. Ф.Суаресом.

Антисхоластическая и антидогматическая направленность гуманистической мысли усилилась к кон. 16 в. и нашла яркое выражение в «Опытах» М.Монтеня [МОНТЕНЬ]. Усиление идей скептицизма сочеталось в этом произведении с натуралистическим истолкованием природы человека, что отличает антропологию Монтеня от антропоцентристских воззрений итальянских гуманистов 15 в.

Первостепенным фактом стала гелиоцентрическая концепция Коперника, противостоящая прежнему геоцентрическому пониманию Вселенной.

Важнейшей составной частью философии Возрождения в 16 в. стала натурфилософия [НАТУРФИЛОСОФИЯ] (Парацельс [ПАРАЦЕЛЬС], Б.Телезио, Дж. Кардано, Ф.Патрици, Дж.Бруно [БРУНО], Т.Кампанелла), в контексте которой возникло понятие естественной магии, сыгравшее большую эвристическую роль в становлении естественно-научного подхода. Органическая трактовка бытия сочеталась здесь уже с механистическим его истолкованием (отчасти у Николая Кузанского и особенно у Дж. Бруно), развитие естественно-научной мысли шло параллельно натурфилософии Возрождения и в тесном переплетении с ней (открытие Кеплером законов движения планет вокруг Солнца, эпохальные открытия Галилея в астрономии и механике и др.).

Аналитическая методология и идеи механицизма фиксировали уже новый этап развития научно-философского знания 17 в.

Литература:

1. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978;

2. Горфункель А.X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980;

3. Гарин Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986;

4. Культура эпохи Возрождения, под ред. Л.М.Брагиной, А.X.Горфункеля, А.Н.Немилова и др. М., 1986;

5. Петров М.Т. Проблема Возрождения в советской науке. М., 1989;

6. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991;

7. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII вв. М, 1996;

8. The Cambridge History of Renaissance philosophy, ed. G.Skinner and E.Kessler. Cambr., 1988.

В.В.Соколов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me