ГХОШ

ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта — 5 декабря 1950, Пондишери) — индийский религиозный философ и поэт, политический деятель, создатель т.н. «интегральной веданты». В 1905—10 — активный участник антиколониального движения, один из лидеров радикального крыла в Индийском национальном конгрессе. В 1910 отошел от непосредственного участия в политической жизни, переехал в Пондишери. В 1926 (совместно с француженкой М.Ришар) основал религиозную общину, члены которой до настоящего времени пропагандируют его идеи. В дальнейшем Гхош разрабатывал т.н. пурна-йогу, призванную синтезировать различные виды йогической практики.

Основные философские труды: «Божественная жизнь» (1914—16); «Идея человеческого единства» (1915—18) «Психология социального развития» (1916—18, позднейшее название «Цикл человеческой истории»). «Интегральная веданта» была задумана как попытка преодоления «односторонних» подходов к пониманию человека, среди которых Гхош выделял прежде всего «аскетический спиритуализм» (учение Шанкары [ШАНКАРА]) и материализм (преимущественно в его вульгарной разновидности, трактующей сознание как «эпифеномен»). Называя оба подхода историческими «тупиками» мысли, Гхош претендовал на преодоление обоих односторонностей, признавая значимость как духовной, так и материальной стороны человека. Гхош исходил из допущения двух противоположно направленных, но неразрывно связанных процессов — инволюции и эволюции. Исходный пункт инволюции — неопределенный (ниргуна) Брахман [БРАХМАН], трактуемый, в отличие от адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА], как динамическое, а не статическое начало. Обладая способностью к самопроявлению, самоограничению и самопоглощению, Брахман порождает мир, нисходя через «сверхразум», «верховный разум», «разум» и «жизнь» к «материи» как к крайнему пункту мирового отчуждения. В дальнейшем начинается противоположный процесс — эволюция как восхождение от «материи» к «жизни» и «разуму». Он завершается «супраментализацией», нисхождением «сверхразума» в низшую сферу бытия и превращением человечества в «сверхчеловечество», совокупность «гностических существ», наделенных телесным бессмертием. «Супраментализированная материя» оказывается вознесенной на высший виток эволюционной спирали, так что этот процесс уже не обращается вспять. Усвоение Гхошем идеи необратимого развития существенно отличает его концепцию как от классической ведант [ВЕДАНТА]ы, так и от предшествующих неоведантистских учений (Вивекананда [ВИВЕКАНАНДА]). Критикуя эволюционизм Г.Спенсера, выдвигая ряд идей, перекликающихся с европейской диалектической традицией, Гхош в то же время утверждал, что борьба противоположностей — лишь «слепой механизм» развития, его «первое», а не последнее слово (в конце концов «любовь вытесняет борьбу» и из-за «слепого механизма» выступает подлинная движущая сила — «сверхразум»). Спиритуализм концепции Гхоша сказывается и в том, что преодоление противоречий современной западной цивилизации мыслится им через преобразование сознания отдельных индивидов (посредством пурна-йоги).

Ряд современных исследователей философии Гхоша разделяют мнение Тейяра де Шардена [ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН] о сходстве его собственного учения об эволюции с учением Гхоша. Сходство это связано с тем, что оба мыслителя стремятся согласовать современные представления об эволюции со спиритуалистическими традициями. Идеи Гхоша пользуются большим влиянием в современной Индии.

Сочинения:

1. Śri Aurobindo Birle centenary library, v. 1—30. Pondicherry, 1972.

 

Литература:

 

1. Костюченко В.С. Интегральная веданта (критический анализ философии Ауробиндо Гхоша). М., 1970.

В.С.Костюченко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ГХОШ — 1. Аджой Кумар (20. II. 1909 — 13. I. 1962) — деятель индийского и междунар. рабочего движения. Родился в семье врача в г. Канпуре. Окончил Аллахабадский ун-т (физико-математич. ф-т). Еще в студенч. годы принимал участие в нац.-освободит. движении. Советская историческая энциклопедия
  2. Гхош — I Аджой Кумар (20.2.1909, Канпур, — 13.1.1962, Дели), деятель индийского и международного рабочего движения. Родился в семье врача. Окончил Аллахабадский университет. Ещё в студенческие годы принимал участие в национально-освободительном движении. Большая советская энциклопедия