КАТОЛИЦИЗМ

КАТОЛИЦИЗМ (от греч. καθολικός – всеобщий, вселенский) – одно из трех (наряду с православием [ПРАВОСЛАВИЕ] и протестантизмом [ПРОТЕСТАНТИЗМ]) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления – западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании.

В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи обшехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque – «и Сына»), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения [СПАСЕНИЕ], т.к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели – Богу. Церковь может возместить эту утрату с помощью т.н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми.

Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер.

Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т.е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ – папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат).

Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7–12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15–16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище – промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950 – догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.).

Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм [НЕОТОМИЗМ], католический спиритуализм, учения Ф.Суареса и Д.Скота, католический экзистенциализм [ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ], персонализм [ПЕРСОНАЛИЗМ], тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, а т.н. неосхоластические течения – суарезианизм, скотизм [СКОТИЗМ] и неотомизм – к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм [ТОМИЗМ] – учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность – стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии – системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962–65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как «ассимилирующий неотомизм», т.е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ], экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма [НЕОПОЗИТИВИЗМ] и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4–5 вв.). Августинизм, игравший в 5–13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М.Блондель), философия духа (Л.Лавель [ЛАВЕЛЬ], М.Ф.Шокка), католический экзистенциализм (Г.Марсель [МАРСЕЛЬ]), активизм, персонализм (Э.Мунье [МУНЬЕ], Ж.Лакруа [ЛАКРУА], М.Недонсель [НЕДОНСЕЛЬ]). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики [ПАТРИСТИКА] с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф.Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания [БОГОПОЗНАНИЕ] (П.Абеляр), теория «двойственной истины» (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве дополнения к «сверхразумной теологии» (теологии откровения) разработал естественную теологию [ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ].

Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. «новой теологии», которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой – с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П.Шооненберг, И.Борос, А.Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей – Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т.н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения [ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ] и др.); «социальные» теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление «земного» и «небесного», а потому осуществляют поиски «сакрального» в различных сферах жизни социума.

Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т.д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы. Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России.

Литература:

1. Казанова А. Второй Ватиканский собор. М., 1973;

2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М, 1987;

3. Биффи Д. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992;

4. Любак А. де. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992;

5. Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994;

6. Жильсон Э. Философ и теология. М., 1995;

7. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995;

8. Маритен Ж. О человеческом знании. – «ВФ», 1997, № 5, с. 106–117;

9. Blondel M. Le Problème de la philosophie catholique. P., 1932;

10. Küng H. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963;

11. Lavelle L. Science. Esthétique. Métaphysique. P., 1967.

12. См. также лит. к ст. Августин, Фома Аквинский, Неотомизм.

Ф.Г.Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. католицизм — КАТОЛИЦИЗМ а, м. catholicisme m. Вероисповедание и вероучение католиков, западной христианской церкви, возглавляемой римским папой. БАС-1. Что принадлежит до Католицизма, то всякой Протестант имеет причину не желать его распространения. Словарь галлицизмов русского языка
  2. католицизм — -а, м. Одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией, возглавляемой папой римским. Малый академический словарь
  3. КАТОЛИЦИЗМ — КАТОЛИЦИЗМ (от греч. katholikos — и skopeo — смотрю) — англ. catasko — всеобщий) — англ. Catholicism; нем. Katholizismus. Одно из основных направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом; доктрина римско-католической церкви... Социологический словарь
  4. КАТОЛИЦИЗМ — Католическая церковь, — одно из христ. вероисповеданий, наряду с православием и протестантизмом. К. как христ. вероучение и католич. церковь как орг-ция окончательно определились после разделения общехрист. церкви на западную и восточную (1054). И зап. Советская историческая энциклопедия
  5. католицизм — Католиц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. Католицизм — (от греч. katholikós — всеобщий, вселенский) одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве (См. Христианство). Большая советская энциклопедия
  7. католицизм — орф. католицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  8. католицизм — КАТОЛИЦИЗМ -а; м. Одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией, возглавляемой папой римским. Толковый словарь Кузнецова
  9. католицизм — [< гр.] – исповедание христианского вероучения, возникшее в результате распада христианской церкви на восточную (греко-кафолическую, православную) и западную (римско-католическую), от которой в... Большой словарь иностранных слов
  10. католицизм — КАТОЛИЦ’ИЗМ, католицизма, мн. нет, ·муж. Вероисповедание католиков, ·зап. христианской церкви, возглавляемой римским папой. Толковый словарь Ушакова
  11. католицизм — католицизм м. Одно из трёх — наряду с православием и протестантизмом — наиболее распространённое направление в христианстве, оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в., имеющее свою церковную организацию, возглавляемую папой Римским; католичество. Толковый словарь Ефремовой
  12. КАТОЛИЦИЗМ — КАТОЛИЦИЗМ — одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латиноамериканских государствах, среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии... Большой энциклопедический словарь
  13. Католицизм — (от гр. katholikos – всеобщий, вселенский) одно из основных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI... Словарь по культурологии
  14. католицизм — См. католик Толковый словарь Даля
  15. Католицизм — (catholicisme), или католичество — система догматов, учреждений, канонов и обрядов католической церкви (см.). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  16. католицизм — КАТОЛИЦИЗМ, а, м. и КАТОЛИЧЕСТВО, а, ср. Одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой римским папой. | прил. католический, ая, ое. К. храм. Толковый словарь Ожегова