ЛЕССИНГ ГОТХОЛЬД

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд Эфраим (22 января 1729, Каменц, Саксония – 15 февраля 1781, Брауншвейг) – немецкий философ-просветитель, писатель, литературный критик и теоретик искусства. Испытал влияние Лейбница, позже – Спинозы, способствовал пробуждению в Германии интереса к нему своей статьей «О действительности вещей вне Бога» (1763), где говорилось об идентичности понятий Бога вещам, в силу чего вещи имеют двоякое существование – в эмпирической реальности и в Боге как прообразы. После смерти Лессинга возникла дискуссия о том, был ли он спинозистом (Jakobi F.H. Über die Lehre des Spinoza, in Briefen an Moses Mendelssohn, 1785). Большую роль в немецком Просвещении сыграли произведения Лессинга, где он выступал поборником веротерпимости и свободного исследования религии (памфлет «Анти-Геце», 1778, философская драма «Натан Мудрый», 1779, утверждающая, что основу всех религий составляет нравственное чувство). Главную причину распространения христианства Лессинг видел в его проповеди всеобщей любви. Высоко оценивая роль лютеранства, Лессинг считал, что будущее принадлежит естественной религии [ЕСТЕСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ]. Философско-исторические взгляды Лессинга изложены в сочинениях «Воспитание человеческого рода» (1780) и «Эрнст и Фальк» (1780). Развитие человечества проходит те же стадии, что и развитие отдельного человека – детство, юношество и зрелость. Детство соответствует эпохе Ветхого Завета, юность – эпохе Нового Завета, а зрелость человеческого рода будет достигнута в будущем. Идеальное устройство общества предполагает отсутствие государства как особого социального института.

Теория искусства Лессинга явилась важнейшей ступенью в развитии немецкой эстетики 18 в. В «Лаокооне, или О границах поэзии и живописи» (Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie, 1766) Лессинг, полемизируя с трактовкой Лаокоона Винкельманом [ВИНКЕЛЬМАН], отвергает тезис классицизма «ut рісtura poesis» (поэзия как живопись) и показывает, что изобразительные искусства и поэзия отличаются как по предмету, так и по роду подражания. Предмет живописи и скульптуры – «тела», расположенные в пространстве. Предмет поэзии – «действия», совершающиеся во времени. Уступая живописи и скульптуре в яркости и полноте изображения видимого, телесного облика предметов, поэзия превосходит их в воспроизведении действий, глубинных пружин и страстей жизни. У поэзии больше возможностей в индивидуализации человеческих характеров, в изображении случайного и даже безобразного. В «Гамбургской драматургии» ставится вопрос об общественной и воспитательной функции искусства: театр должен быть «школой нравственного мира».

Сочинения:

1. Gesammelte Werke, hrsg. v. P.Rilla, Bd. 1–10, B.–Weimar, 1968;

2. Собр. соч., т. 1–10. СПб, 1904;

3. Избр. произв. М., 1953.

Литература:

1. Фридлендер Г. Лессинг. М., 1957;

2. Егоров Н.В. Проблема времени и пространства в эстетике Аристотеля и Лессинга. – В кн.: Проблемы истории критики и поэтики реализма, вып. 2. Куйбышев, 1977, с. 23–35;

3. Лессинг и современность, сб. ст. М., 1981;

4. Стадников Г.В. Лессинг. Л., 1987;

5. Lessing und Spinoza, hrsg. von T.Hohl. Halle, 1982;

6. Seifert S. Lessing-Bibliographie. В.–Weimar, 1973.

З.Г. Матюшенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me