МАЛЬТУС

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей – 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) – английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери.

Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформаций и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17–18 вв. (Т.Гоббс [ГОББС], Дж.Локк [ЛОКК], Б.Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса – вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д.Юма, А.Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э.Бёрка [БЕРК](идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р.Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж.Стюарта, Дж.Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу – неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе – в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют».

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает бо́льшую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д.Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж.М.Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж.Милль и Дж.С.Милль, Ч.Дарвин [ДАРВИН], А.Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек» (Маркс К. Капитал, т. 1. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).

Сочинения:

1. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – В кн.: Антология экологической классики. М., 1993, с. 3–134;

2. The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by Ε. Α. Wrigley, D.Souden. L, 1986, v. 1–8.

Литература:

1. Риккардо Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения». – В кн.: Риккардо Д. Соч., т. 3. М., 1955, с. 95–291;

2. Туган-Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит, Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62–75;

3. Winch D. Malthus. Oxf., Ν. Υ., 1987.

П.М.Кожин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мальтус — (malthus ) tомac Роберт (1766–1834 ), английский экономист, автор первой в истории научной теории народонаселения. Идеи Мальтуса легли в основу концепций мальтузианства... География. Современная энциклопедия
  2. МАЛЬТУС — Мальтус (Malthus) Томас Роберт (17.02.1766, Рукери, близ Гилфорда,- 23.12.1834, близ Бата) — английский экономист, идеолог обуржуазившейся земельной аристократии, один из основателей вульгарной политэкономии, священник англиканской церкви... Социологический словарь
  3. Мальтус — (Malthus) Томас Роберт (17.2.1766, Рукери, близ Гилфорда, — 23.12.1834, близ Бата), английский экономист, священник. Окончил Джезус-колледж Кембриджского университета (1788). Получил учёную богословскую степень (1793). Большая советская энциклопедия
  4. МАЛЬТУС — МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (1766-1834) — английский экономист, основоположник мальтузианства. Иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Большой энциклопедический словарь
  5. МАЛЬТУС — МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (1766-1834) — английский экономист, священник англиканской церкви. Изучал теологию, историю, литературу, древние и новые языки в Джезус-колледже Кембриджского университета (1784-1788). Новейший философский словарь