НАНСИ

НАНСИ (Nancy) Жан-Люк (род. 1940) – французский философ, создавший оригинальную теорию сообщества как бытия-вместе (entre-en-commun). Профессор Страсбургского университета гуманитарных наук, с 1989 по 1997 возглавлял факультет философии, лингвистики, информатики, образовательных наук. Международная премия итальянского Общества Ницше (1990).

На становление философских взглядов Нанси оказали влияние сочинения Канта, Гегеля, Хайдеггера и Деррида, послужившие источником его постоянного интереса к философии в ситуации «предела». Он исследует «предел» гегелевской диалектики («Спекулятивная ремарка» – La Remarque speculative (un bon mot de Hegel), 1978), картезианского субъекта (Ego sum, 1979), a также закона, как он сформулирован у Канта, Ницше и Деррида («Категорический императив» – L’Impératif catégorique, 1973). После публикации критической работы о Лакане, написанной в соавторстве с Лаку-Лабартом(«Заголовок письма» – Le Titre de la Lettre, 1972), он задается вопросом об отношениях между философией и литературой («Logodaedalus», 1976 и др.); «Литературный абсолют» (L’Absolu littéraire, 1978), написанный также совместно с Лаку-Лабартом, посвящен теории ранних немецких романтиков и становлению современного понятия литературы. В работах 1980-х гг. дается многосторонний анализ феномена «сообщества» (communauté), понимаемого не как органическая целокупность, но как сеть сингулярностей, выказанных друг другу на своих границах (сингулярность дая Нанси – это не только отдельные индивиды, но и группы, сообщества, институты, дискурсы [ДИСКУРС]). В книге «Разделение голосов» (Le Partage des voix, 1982) герменевтика подвергнута критике во имя исходной плюральности смысла. Анализ «смысла» как противоположного «означиванию», «сигнификации» дан в работе «Забвение философии» (L’Oubli de la philosophie, 1986). «Непроизводящее сообщество» (La Communauté désoeuvrée, 1990) фокусирует внимание читателя на таком сообществе, которое не «творит», т.е. не «производит», и соучаствует в такой непретворенности. В «Со-явке» (Comparution, 1991, в соавторстве с Жан-Кристофом Байи) анализируется все еще возможный смысл слова «коммунизм», в книге «Corpus» (1992) – проблема тела в современности, в «Смысле мира» (Le Sens du monde, 1993) – связь смысла с беспредпосылочным существованием. В изначальной плюральности искусств, согласно Нанси, отражается обособленность пяти чувств (sens) человека («Музы» – Les Muses, 1994); в «Множественно единичном бытии» (Être singuler pluriel, 1996) радикализуется хайдеггеровское понятие «совместного бытия» (Mitsein). Нанси вновь обращается к Гегелю как первому мыслителю современного мира, столкнувшемуся с повсеместной необеспеченностью смысла («Гегель: обеспокоенность негативным» – Hegel. L’Inquiétude du négatif, 1997).

Растущий интерес к философии Нанси (переводы на английский, итальянский, испанский, японский, русский и др. языки) связан прежде всего с поставленной им проблемой философии после «конца философии».

Сочинения:

1. Des Lieux divins. Mauvezin, 1987;

2. L’Expérience de la liberté. P., 1988;

3. Une pensée finie. P., 1990;

4. Le Mythe nazi (avec Philippe Lacoue-Labarthe). La Tour d’Aigues, 1991;

5. Le Poids d’une pensée. Montreal–Grenoble, 1991;

6. La Naissance des seins. Valence, 1996;

7. Retreating the Political (with Philippe Lacoue-Labarthe). L.–N.Y., 1997;

8. в рус. пер.: О со-бытии. – В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991;

9. Сегодня. – В кн.: Ad Marginem ’93. M., 1994;

10. Рождение в присутствие.– «Комментарии», 1996, № 9;

11. Смех, присутствие. – Там же, 1997, № 11;

12. Язык и тело. – В кн.: Копнинские чтения II. Томск, 1997;

13. В ответе за существование. – В кн.: Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998.

Литература:

1.  On Jean-Luc Nancy. The Sense of Philosophy. L.–N.Y., 1997.

E.В.Петровская

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нанси — (Nancy) город на С.-В. Франции, на р. Мёрт и канале Марна — Рейн. Исторический центр Лотарингии. Административный центр департамента Мёрт и Мозель. 123 тыс. жителей (1968; с пригородами 258 тыс.). Экономический центр индустриального Лотарингского района. Большая советская энциклопедия
  2. Нанси — Город, адм. ц. деп. Мерт и Мозель, Франция. Упоминается в 896 г. как Nanseiacum, совр. Nancy (Нанси). Название от кельт, личного имени Нансип. Топонимический словарь
  3. НАНСИ — (Nancy) — город во Франции (адм. ц. департамента Мёрт и Мозель). В 13-18 вв. — резиденция лотарингских герцогов. Во время Бургундских войн 1474-77 5 янв. 1477 ок. Н. произошло сражение между войсками бургундского герцога Карла Смелого (10 т. Советская историческая энциклопедия
  4. Нанси — Местность во Франции, где расположена радиоастрономическая станция Парижской обсерватории. Большой астрономический словарь
  5. Нанси — Нанси (Франция, гор.) Орфографический словарь. Одно Н или два?
  6. Нанси — (Nancy), город на северо-востоке Франции, на р. Мёрт и канале Марна-Рейн; центр исторической области Лотарингия. Известен с X в. Старый город с нерегулярной планировкой расположен у подножия частично сохранившейся цитадели. Художественная энциклопедия
  7. Нанси — (Nancy), город на СВ. Франции, порт на берегах р. Мёрт и канала Марна – Рейн. 104 тыс. жителей (1999), с пригородами ок. 300 тыс. чел. Известен с 896 г. Сохранились ворота Старого города (XIV в.), церковь де Корделье (XV в.), герцогский дворец (XVI... Словарь географических названий
  8. НАНСИ — НАНСИ (Nancy) — город на северо-востоке Франции, административный центр департаментов Мерт и Мозель. Порт на р. Мерт и канале Марна — Рейн. 102 тыс. жителей (1990). Центр Лотарингского индустриального района. Большой энциклопедический словарь
  9. Нанси — (Nancy) — главный город французского департамента Мёрты и Мозеля, на левом берегу реки Мёрты; соединен с Парижем и Страсбургом Рейн-Марнским каналом. 75572 жителя. Н. разделяется на древний и новый город. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона