НУС

НУС (греч. νοῦς – разум, мысль, дух) – ум, термин греческой философии, начало сознания и самосознания в космосе и человеке, принцип интуитивного знания – в отличие от дискурсивно-рассудочного знания (дианойя [ДИАНОЙЯ]).

Черты, характерные для позднейших развитых концепций нуса, намечены в Элейской школе [ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА] (знаменитое тождество мысли и бытия у Парменида [ПАРМЕНИД]) и у Анаксагора [АНАКСАГОР], поставившего нус у истоков возникновения мира. Первую развитую концепцию нуса дал Аристотель, у которого нус – эйдос [ЭЙДОС] эйдосов, целевая причина всего существующего – стоит во главе иерархии универсума и – как предмет всеобщей любви – есть перводвигатель. Аристотель же резко отделил актуальный нус, для которого мыслящее и мыслимое совпадают, от частичного и только потенциального человеческого нуса. Хотя у Платона концепция нуса не была достаточно разработана, в Древней Академии, видимо, проводилось различие между умом-нусом и единым [ЕДИНОЕ] (Спевсипп), либо же они объединялись (Ксенократ). Разработка проблемы нуса в среднем платонизме велась на основе понимания аристотелевского нуса как платоновского демиурга, содержащего в себе идеи-образцы всякого творения, но тождество ума-демиурга и парадигмы отчетливо не формулировалось; атрибуты нуса – единое, сущее, отец, создатель, первый бог. У Плотина нус – первая «ипостась», вторая ступень в иерархии универсума, сфера истинно сущего, стоящая ниже породившего ее единого-блага. Нус – вечная, насквозь ясная сфера идеальных образцов, или блаженных богов, – прекрасный умопостигаемый космос, в котором Плотин четко выделяет объект (бытие), субъект (нус как чистая мысль) и тождество того и другого («совершенное живое существо» платоновского «Тимея» 30с, 39е). Ямвлих четко выделил в уме умопостигаемых (парадигма) и мыслящих (демиург) богов. Прокл на основании этого тройного деления различал в нусе три триады богов: умопостигаемых (образец, парадигма), умопостигаемых и мыслящих, мыслящих (собственно ум). Понятие нуса играет важную роль в христианской теологии (Бог как нус; «умная» природа ангелов) и антропологии (нус как образ Божий в человеке и средство общения с Богом в «умной» молитве, чистой от примеси воображения).

Наиболее значимыми для истории философии моментами античного учения об уме-нусе следует считать его разработку у Аристотеля и Плотина: представление о тождестве в актуальном уме субъекта и объекта, об интеллектуальном (умном) созерцании и т.п.

Литература:

1. Perler О. Der Nus bei Plotin und das Verbum bei Augustinus als vorbildliche Ursache der Welt. Freiburg, 1931;

2. Fritz K. ν. Νόος and νοεῖν in the Homeric Poems. – «Classical Philology», 38, 1943, p. 79–93;

3. Idem. Der Νοῦς des Anaxagoras. – «Archiv für Begriffsgeschichte», 9, 1964, S. 87–102;

4. Idem. Νοῦς, Νοεῖν and their derivatives in Pre-Socratic philosophy (excluding Anaxagoras). – The Pre-Socratics, ed. A.Mourelatos. N. Y., 1974, p. 23–85;

5. Hamelin O. La théorie de lʼintellect dʼaprès Aristote et ses commentateurs. P., 1953;

6. Armstrong A.H. The Background of the Doctrine that the Intelligibles are not outside the Intellect. – Les sources de Plotin. Vandoeuvres – Gen., 1960, p. 391–413;

7. Krämer H.J. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amst., 1967;

8. Hager F.P. Der Geist und das Eine. Bern – Stuttg., 1970;

9. Szlezavk Th.-A. Platon und Aristoteles in der Nuslehre Plotins. Basel – Stuttg., 1979;

10. Lloyd A.-C. Plotinus and the Genesis of Thought and Existence. – Oxford Studies in Ancient Philosophy, 5, 1987, p. 157–186.

См. также лит. к ст. Анаксагор [АНАКСАГОР], Неоплатонизм [НЕОПЛАТОНИЗМ].

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Нус — (греч. nús — мысль, ум, разум) одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. В древнегреческой натурфилософии (6—5 вв. до н.э.)... Большая советская энциклопедия
  2. нус — орф. нус, -а (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  3. НУС — • начальник узла связи Сокращения, применяемые в СССР
  4. нус — НУС (от греч. vovc, — ум, разум, дух) — категория греч. философии, означающая разумное начало в человеке и мире. В отличие от др. ментальных терминов, Н. указывает на интуитивное целостное схватывание истины. Категориальное значение... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. НУС — НУС (греч. nus — ум, мысль, разум) — одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Большой энциклопедический словарь
  6. Нус — (греч. nus – мысль, ум, разум) – одно из центральных понятий древнегреческой философии, дух, разум, смысл, мысль. В стоицизме нус сближается с логосом. Латинский перевод термина «нус» – интеллект. Словарь по культурологии