ПРАКАШАТМАН

ПРАКАШАТМАН (санскр. Prakāśātman) (др. имена – Свапракашанубхава, Пракашатмаяти) (кон. 12 – нач. 13 в.) – индийский философ и теолог, последователь адвайта-веданты [АДВАЙТА-ВЕДАНТА]и основатель одного из главных течений в послешанкаровой адвайте – школы виварана. Школа виварана получила название по одному из центральных произведений Пракашатмана – «Панча-падика-виварана» («Толкование пятиглавия»); это комментарий на произведение Падмапады «Панча-падика», которая в свою очередь является субкомментарием на Комментарий Шанкары [ШАНКАРА«Брахма-сутрам». Был непосредственным учеником адвайтиста Ананьянубхавы. Пракашатман прославился активной полемикой с махаянистскими направлениями буддизма [БУДДИЗМ]; в отличие от буддистов он считает, что сам факт узнавания, или припоминания (пратьябхиджня [ПРАТЬЯБХИДЖНЯ]), человеком себя как субъекта познания уже предполагает некую непрерывность и согласованность феноменов, а значит, и относительную самодостаточность эмпирического мира. Антимахаянистская направленность учения Пракашатмана приводила к тому, что майя [МАЙЯ]в нем переставала рассматриваться как «космическая иллюзия», но начинала приобретать известную самостоятельность, все больше напоминая первоматерию (Пракрити [ПРАКРИТИ]) в системе санкхья [САНКХЬЯ]. В своих взглядах на природу индивидуальной души Пракашатман склонялся к доктрине бимба-пратибимба-вада [БИМБА-ПРАТИБИМБА-ВАДА](учение об образе и прообразе), поскольку она предполагает отражение высшего Брахмана [БРАХМАН]в относительно самостоятельном и реальном зеркале майи. Последователями Пракашатмана были адвайтисты Шрихарша, Читсукха и др.

Сочинения:

1. Pañcāpādika-vivaaṇa.– «Vizianagram Sanskrit Series», N 5, v. 1–3.

Литература:

1. Cammann К. Das System des Advaita nach der Lehre des Prakāśāmans. Wiesbaden, 1965.

H.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me