СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА

СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА (санскр. Siddhasena Divakāra) – джайнский философ, деятельность которого датируют между 4 и 8 вв.; брахман из Южной Индии, ставший монахом. Автор по крайней мере четырех сочинений (на пракрите и санскрите), в т.ч. комментария к «Таттвартхадхигама-сутре». В «Саммаи-сутре» рассматривается возможность применения джайнского метода семи контекстных предикаций (см. Анэканта-вада [АНЭКАНТА-ВАДА]) к характеристикам трех аспектов субстанций (сами субстанции, их атрибуты и проявления), а также тождество познания и «видения» у «совершенного». В 32 стихах «Ньяя-аватары» (букв. «Инкарнация логики») – одном из первых специально гносеологических трактатов у джайнов – Сиддхасена признает два основных источника знания: «непосредственный» (восприятие) и «опосредованный» (парокша), включая во второй, в отличие от Умасвати, умозаключение и слово авторитета как единый источник знания. Знание – результат реализации этих познавательных средств – может направляться на убеждение себя или других (свартха – парартха).

В.К.Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. СИДДХАСЕНА ДИВАКАРА — (Дивакара-Чудотворец) — это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махакалы во времена раджи Викрамадитьи. Центр, место среди его работ по логике занимает "Ньяяаватара". По мнению... Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму