СЫ СЯН

СЫ СЯН (кит. – четыре символа) – нумеролого-методологический и онтолого-космологический термин китайской философии. Восходит к приписываемой Конфуцию, но реально сложившейся, вероятнее всего, в 5–3 вв. до н.э. комментирующей части «Чжоу и»– «Си цы чжуань» (I, 11), где изложено учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций (гексаграмм – гуа [ГУА]) структуре постоянно и циклически изменяющегося мира: «Перемены имеют великий предел (тай цзи [ТАЙ ЦЗИ]). Это рождает двоицу образцов [инь ян [ИНЬ ЯН]]. Двоица образцов рождает четыре символа (сы сян). Четыре символа рождают восемь триграмм (ба гуа)».

В ицзинистике как центральной части методологического «учения о символах и числах» (сян шу чжи сюэ [СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ]) сы сян имеет несколько образных и понятийных интерпретаций. Графически сы сян изображаются в виде всех четырех возможных сочетаний двух черт – прерванной и целой, представляющих силы инь и ян. Этим изображениям соответствуют такие элементы «преднебесного» (априорного) расположения гексаграмм, как великая и малая инь, великий и малый ян, или инь и ян, твердое и мягкое (Шао Юн [ШАО ЮН]), или мантические термины «счастье» и «несчастье», «раскаяние» и «сожаление» (Ван Фучжи [ВАН ФУЧЖИ]), или парные категории «счастье – несчастье», «изменение – превращение», «раскаяние – сожаление», «твердое – мягкое» (Чжан Цзай [ЧЖАН ЦЗАЙ]), или четыре этапа гадательного процесса по гексаграммам (Хуй Дун, 1697–1758). Согласно основному онтолого-космологическому истолкованию, сы сян – это четыре времени года (Юй Фань, 164–233; Чжан Цзай), но также и четыре элемента: металл, дерево, вода, огонь (Кун Инда, 574–648).

 

Литература:

 

1. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1997;

2. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

А.И.Кобзев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me