ТРУБЕЦКОЙ Н.Н.

ТРУБЕЦКОЙ Николай Сергеевич (3 (15) апреля 1890, Москва – 25 июня 1938, Вена) – лингвист, культуролог, философ, один из основоположников евразийства. Сын С.Н.Трубецкого [ТРУБЕЦКОЙ С.Н.]. В 1913 окончил Московский университет. Слушал лекции в Лейпцигском университете (1913–14). С 1915 – приват-доцент Московского университета. В 1918 – профессор Ростовского университета. В 1920–22 – доцент Софийского, а с конца 1922 до 1938 – профессор Венского университета. Уже в 1905 его первые работы по этнографии были замечены научной общественностью. В 1920 опубликовал книгу «Европа и человечество», споры по поводу которой и положили начало евразийскому движению, признанным лидером которого Трубецкой оставался до 1928, когда, разойдясь идейно с пробольшевистски настроенной частью своих соратников, официально вышел из движения, хотя и опубликовал в 1930-х гг. несколько своих статей в евразийских изданиях. В своем евразийском учении Трубецкой главным считал три комплекса идей. Во-первых, обоснование агрессивной природы европоцентризма и разрушительной роли идеи европеизации России. Подражательство обрекает русскую цивилизацию на измельчание и творческое бесплодие, а Россию на вечное отставание и в конечном счете на колониальную зависимость от Запада. Противоядием этому может служить только установка на самопознание и самобытность. В связи с этим он подчеркивал, что русская культура творилась не только славянскими народами, но что и тюркские народы внесли в нее весомый вклад и что, если мы не оттолкнем восточные народы бестактным отношением к ним, они могут оказаться надежными нашими союзниками в противостоянии возможной колонизации России. Во-вторых, обоснование необходимости создания мировой системы с несколькими центрами. Должно быть осознано существование нескольких особых культурно-исторических миров. И относительно автаркическое развитие этих миров должно стать гарантией достижения большей справедливости в отношениях между народами. В-третьих, провозглашение примата культуры над политикой. Примат политики ведет к ложному и опасному национализму. Связанная с этим идея идеократического правления подразумевала установление культурократии, что способствовало бы облегчению «положительного отбора» и созданию политических, хозяйственных и культурных элит, без чего невозможно развитие национальной культуры и отстаивание национальной независимости. Трубецкой ужаснулся, увидев какую карикатурную форму приобрела идеократия в советском государстве.

Являясь выдающимся лингвистом, Трубецкой одним из первых обосновал необходимость тройственного подхода к сравнительному изучению языков: историко-генетического, ареально-исторического (языковые союзы, языковые зоны) и типологического. Трубецкой является одним из основоположников науки фонологии.

Сочинения:

1. Европа и человечество. София, 1920;

2. К проблеме русского самопознания. Собр. статей. Париж, 1927;

3. Основы фонологии. М, 1960;

4. Избр. труды по филологии. М., 1987;

5. История. Культура. Язык. М., 1995;

6. N.S.Trabetzkoy’s letters and notes. P., 1975.

Литература:

1.  Соболев A.B. Князь Н.С.Трубецкой и евразийство. – Литературная учеба. М., 1991. № 6;

2. Н.С.Трубецкой и современная филология. М., 1993.

А.В.Соболев

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me