УНИВЕРСАЛИИ

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis – общий, относящийся к целому) – слова (термины), обозначающие все то, что по природе своей способно сказываться о единичных вещах (субстанциях), а именно – их свойства или отношения. Т.о., термин считается универсалией (универсальным), когда утверждается его референциальная соотнесенность с какой-либо абстрактной сущностью, независимо от того, является ли этот термин общим или единичным. Отсюда обсуждавшаяся еще Аристотелем роль универсалий как предикатов (сказуемых в суждениях). Этот аспект универсалий в дальнейшем получил философское дополнение, когда акцент перенесли со слов на их значения, и проблематика универсалий стала предметом особого – не грамматического (о синтаксической роли универсалий в предложениях) и не логического (о понятиях) – обсуждения вопроса о т.н. абстрактных объектах.

Споры между реализмом [РЕАЛИЗМ], концептуализмом и номинализмом [НОМИНАЛИЗМ]по проблеме универсалий возродились в нач. 20 в., что связано прежде всего с внедрением теоретико-множественных принципов мышления почти во все области математики, логики и теоретической физики (см. Множеств теория [МНОЖЕСТВ ТЕОРИЯ]). Если не для физики, то для математики и логики свободное применение некоторых из этих принципов привело к появлению внутренних противоречий (парадоксов) в системе допустимых понятий. При этом стало ясно, что принципы, ответственные за появление парадоксов, позволяют ничем не ограниченную реификацию абстрактных объектов порядков более высоких, чем первый, напоминающих сущности из платоновского «мира идей», что естественно ставит логику и математику в известную зависимость от онтологии платонизма. Таковы, в частности, принцип свертывания, непредикативные определения и принцип выбора, допускающий свободное использование непредикативных определений. Последовавшая критика этих принципов, равно как и других теоретико-множественных способов рассуждении, привела, с одной стороны, к формированию таких концептуалистских направлений в области оснований математики, как эффективизм [ЭФФЕКТИВИЗМ], интуиционизм и конструктивное направление [КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ], а с другой стороны, – к тому варианту современного номинализма, который предпринял попытку найти для основных «платонистских» абстракций наивной (канторовской) теории множеств интерпретацию, в какой-то мере согласующуюся с позицией традиционного номинализма по вопросу об онтологическом статусе абстрактных объектов, т.е. по существу «исключить» эти объекты из состава теории путем их соответствующего истолкования. Примером того, сколь далеко идущими оказались для логики и математики философские разногласия по проблеме универсалий, может служить возникший в связи с этими разногласиями – и неразрешенный до сих пор – кризис оснований этих дисциплин.

Литература:

1. Френкель Α., Бар-Хиллел И. Основания теории множеств. М., 1966, гл. 5;

2. Нарский И.С. Проблема универсалий и дискуссия на XVI Всемирном философском конгрессе. – В кн.: Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. М., 1981;

3. Ramsey F.P. Universal. – «Mind», 1925, v. 34, Ν 136;

4. Ajdukiewicz К. W sprawie «uniwersaliow». – Idem. Jezyk i poznanie, t. 1. Warsz., 1960;

5. Universals and Particulars. Reading in Ontology, ed. by M.J.Loux. N.Y., 1970;

6. Das Universalien – Problem. Darmstadt, 1978.

M.M.Новосёлов

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Универсалии — (от лат. universalis – общий) термин средневековой философии, обозначающий общие понятия (или идеи). В споре об У. (10–14 вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (т. Большая советская энциклопедия
  2. УНИВЕРСАЛИИ — УНИВЕРСАЛИИ — англ. universals; нем. Universalien. Общие понятия. Социологический словарь
  3. универсалии — ( < лат. universalis общий) Общие понятия; в лингвистике: У. языковые – общие для всех языков свойства, напр. во всех языках существует категория отрицания. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  4. универсалии — УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universus — целый, общий, полный). 1. По одному из оснований, имена естественного языка делят на единичные (сингулярные) и общие (универсальные). Соответствие действительности сингулярных имен сомнений не вызывает. Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  5. универсалии — УНИВЕРСАЛИИ, ий, ед. алия, и, ж. (спец.). Совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в них выражающихся. Универсалия залоговых отношений в языках разного строя. Толковый словарь Ожегова
  6. УНИВЕРСАЛИИ — УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis — общий) — общие понятия. Проблема У. в историко-философской традиции связывает в единый семантический узел такие фундаментальные философские проблемы, как: проблема соотношения единичного и общего... Новейший философский словарь
  7. Универсалии — Культуры исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Словарь по культурологии
  8. УНИВЕРСАЛИИ — УНИВЕРСАЛИИ (от лат. universalis — общий) — общие понятия. Онтологический статус универсалии — одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалии 10-14 вв. Большой энциклопедический словарь
  9. универсалии — универсалии мн. Структурные характеристики, присущие всем языкам мира и отражающие закономерности строения языковой системы как таковой (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой