УСПЕНСКИЙ

УСПЕНСКИЙ Петр Демьянович [5 (17) мая 1878, Москва – 2 октября 1947, Лин Плейс, Англия] – русский философ-мистик, психолог. Получил математическое образование в Московском университете. С юности стремился обрести отличное от обычного эзотерическое знание. Много путешествовал по России, Востоку и Европе. Первый роман «Странная жизнь Ивана Осокина» (1905) построен на идее вечного возвращения. Успенский знакомится с теософской литературой, изучает оккультизм и йогу. В книге «Новая Модель Вселенной» (1911) подвергает критике ограниченное чувственным восприятием понятие трехмерного пространства, выдвигает теорию многомерной Вселенной, включающей измерения времени и вечности. В «Tertium Organum» (1912) рассматривает феномены и закономерности мышления, памяти, сознания; выдвигает идею о том, что орудие отбора человеческой эволюции есть любовь, отсутствие ее ведет к вырождению и инволюции. Важнейшим событием в жизни Успенского стала его встреча в 1915 с Г.И.Гурджиевым, автором учения «четвертого пути», восходящего к суфийской традиции накшбандийа. Глубоко восприняв идеи Гурджиева, Успенский в последующих книгах излагал его учение в собственной интерпретации. Суть учения состояла в том, что в отличие от трех традиционных путей самосовершенствования – факира, монаха и йога, требующих ухода от мира, есть четвертый – путь расширения, трансформации сознания в условиях обыденной жизни. Обычный человек является машиной, живущей и реагирующей на мир механически, в состоянии спящего сознания. Он – жертва своих страхов и желаний, клубок различных импульсов и реакций. Человек состоит из сотен маленьких «я». Цель «учения» – дать человеку способ обретения внутренней целостности через трудный процесс самовспоминания и самоосознавания с помощью специально разработанной системы методов и упражнений для ума и тела. В течение двадцати шести лет (1921–47) сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке Успенский создает группы единомышленников, проводит встречи, читает лекции.

Сочинения:

1. The Phychology of Man’s Possible Evolution. L.–N.Y., 1950;

2. В поисках чудесного. СПб., 1992;

3. Четвертый путь. СПб., 1995;

4. Совесть: поиск истины. СПб., 1997.

Литература:

1.  Wilson C. The Strange Life of P.D.Ouspcnsky. L., 1993.

E.Л.Митюгова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Успенский — I Успе́нский Виктор Александрович [19(31).8.1879, Калуга, – 9.10.1949, Ташкент], советский музыкант-этнограф и композитор, народный артист Туркменской ССР (1929) и Узбекской ССР (1937), доктор искусствоведения (1943). Большая советская энциклопедия
  2. успенский — -ая, -ое. прил. к успение (во 2 знач.). Успенский пост. Малый академический словарь
  3. УСПЕНСКИЙ — 1. Константин Николаевич (1874 — 14(27).V.1917) — рус. историк-византинист. С 1910 — приват-доцент Моск. ун-та. Его гл. труд — "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На ист. концепции У. сказался идеологич. разброд в среде рус. Советская историческая энциклопедия
  4. успенский — орф. успенский (к Успение) Орфографический словарь Лопатина
  5. успенский — Успе́н/ск/ий. Морфемно-орфографический словарь
  6. УСПЕНСКИЙ — • Фамилия возникла у духовенства: так именовали священника или дьякона, служащих в церкви Успенья Богородицы. • Семинарская фамилия. По названию церквей, посвященных дню Успения (то есть смерти) богородицы. (Ф). Словарь русских фамилий
  7. успенский — УСП’ЕНСКИЙ, успенская, успенское (церк.). прил. к успение во 2 ·знач. Успенский пост. Толковый словарь Ушакова
  8. Успенский — Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское — так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы. Этимологический словарь Крылова
  9. успенский — См. усыплять Толковый словарь Даля
  10. успенский — успенский прил. 1. Относящийся к Успению успение I, связанный с ним. 2. Свойственный Успению успение I, характерный для него. 3. По времени приходящийся на успение I; Успеньев день. Толковый словарь Ефремовой