ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА

ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА – введенный О.Шпенглером в «Закате Европы» (1920–22) термин для обозначения западноевропейской культуры – одной из тысячелетних «мировых культур». Рассматривая европейскую культуру в ее противоположности античной – «аполлоновской», статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью (в этом Шпенглер следует классицистской эстетике Винкельмана), он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе. Символ Западной Европы – беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной культуры – борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, «имматериализующее») начало. Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, «историческая забота». Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, контрапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредельный фон портретов Рембрандта. Специфика европейской науки – достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм», чрезмерно развитая символика (свойство скептического мышления позднего периода): европейская наука идет навстречу самоуничтожению через утончение интеллекта. Современная техника – наследница фаустовского духа, в ней – изобретательский гений, хватка «человека-хищника», жажда господства («Человек и техника», 1932), но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижничество; техника для европейца – символическая, душевно-духовная необходимость. Все большая эзотеричность западной техники, бунт «машины» против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен экологической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.

Г.М.Тавризян

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me