ЭРИКСОН

ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Гомбургер (15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне – 12 мая 1994, Гарвич, Массачусетс) – немецко-американский психолог и психотерапевт, теоретик неофрейдизма [НЕОФРЕЙДИЗМ]; создатель жанра психоистории. В юности был странствующим художником, в 1927–33 преподавал рисование в школе А.Фрейд [ФРЕЙД А.], одновременно посещал семинары Венского института психоанализа. С 1933 – член Венского психоаналитического общества и Международной психоаналитической ассоциации. После прихода к власти нацистов эмигрировал в США; в 30–40-е гг. занимался психоаналитической практикой в Бостоне, работал в качестве консультанта-психотерапевта в Гарвардской психологической клинике и Йельском институте человеческих отношений. В этот же период участвовал в полевых исследованиях группы культурантропологов в резервациях Южной Дакоты; впоследствии эти наблюдения составили основу его первой книги «Детство и общество» (Childhood and society, 1950, рус. пер. 1996). В 1939–50 преподавал в Калифорнийском (Беркли) и Питтсбургском университетах. На рубеже 50–60-х гг. разработал основные положения своей философско-психологической концепции, в 1958 опубликовал первый опыт психоисторического исследования – книгу «Молодой Лютер» (Young man Luther, рус. пер. 1996). В 1960 возобновил академическую деятельность в Гарварде, где читал курс лекций по теории жизненного цикла. Лауреат премии Пулитцера и Национальной премии США (за книгу «Правда Ганди» – Gandhi's truth, 1969).

В духе общей для неофрейдизма тенденции к социокультурному переосмыслению классического психоанализа [ПСИХОАНАЛИЗ], под влиянием идей эгопсихологии(А.Фрейд и др.) и сравнительной культурантропологии (М.Мид) Эриксон приходит к выводу о необходимости включить в теорию Фрейда понятия «социальное окружение» и «исторический момент». В центре его философско-психологической концепции – понятие психосоциальной идентичности, обнимающее как субъективное чувство, так и объективно наблюдаемое качество самотождественности и целостности индивидуального Я, сопряженного с верой этого Я в тождественность и целостность того или иного разделяемого с другими образа мира и человека. Идентичность включает такие аспекты, как непрерывность самосознания на фоне меняющихся объектов опыта («эгоидентичность»), норма индивидуального психического развития в онтогенезе («личностная идентичность»), вовлеченность индивидуального бытия в конкретный сегмент истории («психоисторическая идентичность»), наконец, психологическая устойчивость человека перед лицом небытия («экзистенциальная идентичность»).

Эриксон рассматривает жизненный цикл личности как совокупность восьми сменяющих друг друга стадий развития, причем определяющим фактором этого развития личности выступает ее общение со значимыми другими. Кульминацией становления идентичности является юность. В ходе нормативного юношеского кризиса идентичности возникает качественно иная личностная целостность, открытая последующим трансформациям в ответ на требования «исторического момента». Только в юности бессознательный процесс формирования идентичности может стать фактором социально-исторического самосознания человека и эпохи. Как в психологическом, так и в историческом отношении юность опосредует связь между прошлым и будущим. С этой точки зрения история может быть интерпретирована как континуум индивидуальных жизненных циклов, а историческая эволюция осмыслена в терминах метаболизма поколений. Это образует пограничную область психоистории.

Психоистория выступает вспомогательным инструментом традиционного исторического исследования. Отказавшись от сведения фактов мировой истории культуры к иррациональным импульсам психики гениев, Эриксон рассматривает внутренние конфликты творческих личностей – М.Лютера, Τ.Джефферсона, М.Ганди, Б.Шоу, М.Горького – как выражение социально-психологических и нравственных проблем их времени и культуры. Историческую значимость личности и успех ее социально-культурных и мировоззренческих инноваций Эриксон связывает с адекватной интериоризацией ею духовных противоречий эпохи. Предмет психоистории составляют умонастроения, верования, эмоциональные и нравственные стереотипы, включая их иррациональные составляющие, и преломление этого содержания в исканиях творческой личности.

Принципы психоисторического анализа получили широкое распространение в американском обществоведении 1970–80-х гг.

Сочинения:

1. Identity and the Life Cycle. N.Y., 1959. Life History and the Historical Moment. N. Y., 1975;

2. в рус. пер.: Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г.Эриксона. – В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 212–242;

2. Якимова Е.В. Критика неофрейдистской концепции человека Э.Г.Эриксона. – «Вестник МГУ», серия философии. М., 1980, № 5, с. 67–75.

Е.В.Якимова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ЭРИКСОН — (Erixon), Сигурд (26.III.1888 — 18.II.1968) — швед. этнограф. Автор ряда трудов по материальной культуре, семейному и обществ. быту народов Скандинавии. Сотрудник "Северного музея" (1914-55) и этно-парка "Скансен" (с 1924) в Стокгольме. Советская историческая энциклопедия
  2. Эриксон — (Erixon) Сигурд (26. 3. 1888, Сёдерчёпинг, — 18. 2. 1968, Стокгольм), шведский этнограф. Основал этнографические журналы «Народная жизнь» («Folk-Liv»), «Европейская этнология» («Ethnologia Europaea»), «Лаос» («Laos»), создал школу... Большая советская энциклопедия
  3. ЭРИКСОН — ЭРИКСОН (Erikson) Эрик (1902 — 1994) — американский психолог, социолог и психоаналитик. Основатель психоистории. Профессор Гарвардского университета (I960). Детство и юность провел в Германии. Увлекался живописью. Новейший философский словарь
  4. Эриксон — Эрик Хомбергер Эриксон (Erikson) (1902-1994) ☼ амер. психолог и психотерапевт, автор одной из первых психол. теорий жизненного цикла, создатель психоистор. модели социального познания. В 30-е гг. Словарь по культурологии
  5. ЭРИКСОН — ЭРИКСОН (Erikson) Эрик Хомбергер (1902-94) — американский психолог и психоаналитик, представитель эгопсихологии. Развил теорию стадиального формирования психосоциальной "групповой идентичности" и параллельно "эгоидентичности" (8 стадий развития личности). Труды по детской психологии. Большой энциклопедический словарь