"ВАКЬЯПАДИЯ"

«ВАКЬЯПАДИЯ» (санскр. Vākyapadiya – «О предложении и слове») – самое известное сочинение по философии языка в Индии, созданное Бхартрихари [БХАРТРИХАРИ]в 5 в. Состоит из 2000 стихов (карика), распределенных по трем частям (кандам): «Брахма канда» («Глава о Брахмане»), «Вакья канда» («Глава о предложении») и «Пада канда» («Глава о слове»). Отсюда др. название сочинения – «Триканди» (Trikāṇḍi – «Трехчастное»).

В «Брахма канде» формируются основы метафизической концепции Бхартрихари, т.н. лингвистического монизма (шабда-адвайта [ШАБДА-АДВАЙТА]). В остальных двух частях обсуждаются лингвистические проблемы, которые, однако, не лишены философского интереса. Так, во 2-й канде Бхартрихари утверждает первичность фразы как фундаментальной лингвистической единицы в противоположность многочисленным теориям, считающим таковой отдельное слово (см. Абхихита-анвая [АБХИХИТА-АНВАЯАнвита-абхидхана [АНВИТА-АБХИДХАНА]). Слово, отмечает Бхартрихари, является лишь продуктом анализа фразы и поэтому не имеет вне ее никакого самостоятельного смысла, точно так же как суффикс, приставки и т.п. части слова – вне самого слова. Наиболее обширная 3-я канда поделена на 14 секций, посвященных отдельным понятиям грамматики и философии – субстанции, качеству, действию, времени, пространству, отношению. Ее главным лейтмотивом является рассмотрение этих понятий как различных проявлений и аспектов единого и всеобъемлющего Брахмана-слова.

Каждая канда комментировалась отдельно: 1-я (Хариври-шабхой (его иногда отождествляют с самим Бхартрихари) во «Вритти» («Комментарии»), 2-я (Пуньяраджей (9 в.) в «Парикирна-пракаше» («Свете разъяснения») и 3-я (Хе-лараджей (10 в.) в «Пракаше» («Ясный свет»).

Композиция «Вакьяпадии» чрезвычайно сложна: одни и те же темы обсуждаются в разных частях текста; трудно определить, говорит ли грамматист от своего лица или излагает чужую точку зрения; не всегда понятно, где кончаются аргументы pro и начинаются аргументы contra той или иной позиции. В целом, стратегия Бхартрихари в этом тексте скорее энциклопедическая, чем полемическая. Он не только демонстрирует контраст между противоположными точками зрения и комплексами аргументов в их пользу, но и стремится вписать их в горизонт своей системы, претендующей на универсальный охват всех существующих позиций.

Издания:

1. Bhartṛhari, Vākyapadiya Brahmak āṇḍa, Avec la Vṛtti de Harivṛṣabha, texte reproduit de l’йdition de Lahore, trad., introduction et notes par M.Biardeau. P., 1964;

2. The V ākyapadiya of Bhartṛhari with the Vṛtti. Ch. 1, engl, transl. by К.A.Subramanya Iyer. Poona, 1965;

3. The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Ch. III, pt. 1, Engl. transl. by K.A.Subramania Iyer. Poona, 1971;

4. The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Ch. III, pt. 2, Engl. transl. with Exegetical Notes by K.A.Subramanya Iyer. Delhi etc., 1974;

5. The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Kanda II, Engl. transl. with Exegetical Notes by K.A.Subramanya Iyer. Delhi etc., 1977.

Литература:

1. Исаева H.В. Слово, творящее мир. Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1997;

2. Jyer Subramanya K.A.Bhartṛhari. A study of the V ākyapadiya in the Light of the Ancient Commentaries. Poona, 1969;

3. Houben J.E.M. The Saṃbandha-Samuddeњa (Ch. on Relation) and Bhartṛhari’s Philosophy of Language. Groningen, 1995.

В.Г.Лысенко

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me