ПСИХОЛОГИЗМ

(англ. psychologism). Термин «П.» многозначен. В литературоведении так именуется стилевая характеристика художественных произведений, в которых подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей (их ощущения, мысли, чувства и т. д.), дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения.

Выделяют 3 основные формы психологического изображения: суммарно-обозначающую, прямую и косвенную (А. Б. Есин). В 1-м случае явления внутреннего мира лишь называются (как в плохих учебниках по психологии), во 2-м — они детально описываются, в 3-м — изображение осуществляется через описание поведенческих признаков. В особую, вспомогательную форму следует выделить лишь намеки на душевные состояния и свойства героев с помощью описания окружающей их обстановки, как это мастерски делал И. Тургенев посредством изображения картин природы.

За пределами психологии литературоведческий анализ является, пожалуй, единственной сферой, где П. имеет положительную репутацию и коннотацию. Во всех др. контекстах он понимается как нечто достойное осуждения и искоренения (с позиций антипсихологизма).

Согласно Н. О. Лосскому: «П. есть направление, рассматривающее все явления, входящие в круг к.-л. науки, как психические процессы, и соответственно этому утверждающее, что законы, которым они подчинены, суть законы психологические». Однако в реальной практике борьбы за или против П. порою происходят загадочные явления, которые вынужден был признать и Лосский: «Так, нередко два гносеолога, одинаково отрицательно относящиеся к П., вступая в спор, обвиняют друг друга в безотчетном П. Наоборот, иногда гносеолог, открыто признающий себя сторонником П., безотчетно развивает свои теории в духе антипсихологизма».

Подобные недоразумения являются следствием игнорирования квантора общности, входящего в определение П. Кроме того, представители разных направлений могут не соглашаться друг с другом относительно роли, которую играют психические процессы в исследуемой ими области явлений. Наконец, от крайнего П. необходимо отличать его умеренный вариант — психоцентризм, свойственный, прежде всего, самим психологам, и выражающийся в таком, несколько наивном, представлении о системе научного знания (особенно человекознания), в котором психология занимает центральное, ведущее или ключевое положение (Ж. Пиаже, Б. Г. Ананьев).

Приведем краткие формулировки некоторых концепций, в которых усматривается П.: психология должна стать основой (фундаментом) для всей философии или некоторых ее дисциплин (Д. С. Милль, Э. Бенеке, Ф. Брентано, Т. Липпс); психология служит основанием для др. наук (напр., В. Дильтей и В. Вундт видели в психологии основу для наук о духе, Л. И. Петражицкий — для общественных наук); к психической реальности «сводится» к.-л. др. реальность (к ней пытался свести социальную действительность Г. Тард, а языковую — Бодуэн де Куртенэ).

В П. нередко обвиняются плодотворные психологические подходы, направления и школы за пределами психологии, которые активно используют психологические теории и эмпирические методы психологии, выдвигают психологические (в т. ч. психоаналитические) объяснения исторических, этнографических, лингвистических, филологических, демографических, социологических, криминологических, экономических и т. п. фактов. Единственным законным основанием для негативно-оценочного суждения о П. к.-л. «психологизированной» концепции должно быть обнаружение ее внутренних и притом достаточно существенных ошибок, а вовсе не сам факт использования психологических методов, понятий и объяснений при изучении социальных явлений. Свидетельством оздоровления морального климата в постсоветской философии и социальных науках явилось снятие ярлыка П. с многих зарубежных социально-психологических концепций. Одновременно более позитивной стала коннотация самого термина «П.». Но старая привычка иногда дает о себе знать в смене значения: то, что раньше с осуждением называлось П., теперь может именоваться «обыденным» представлением (тем самым допускается элементарная логическая ошибка: тот факт, что П. свойственен обыденным представлениям, используется для отождествления всякого П. с ними).

Антипатия к наивно-психологическим объяснениям возникла задолго до общепринятой даты рождения психологической науки. В исторической науке против них резко выступал, напр., Гегель, писавший: «Еще недавно, согласно имевшей широкое распространение психологической т. зр. на историю, наибольшее значение придавалось т. н. тайным пружинам и намерениям отдельных индивидов, анекдотам, субъективным влияниям. Однако в настоящее время... история вновь стремится обрести свое достоинство в изображении природы и хода развития субстанционального целого, в понимании характера исторических личностей на основании того, что они делают».

Впечатляющая по глубине и тщательности критика П. в логике и гносеологии содержится в 1-м томе «Логических исследований» Э. Гуссерля. Логический П. состоит в понимании логики как науки, связанной с психологией мышления примерно тем же способом, как связаны между собой теоретическая и экспериментальная физика. Говоря иначе, психологисты полагали, что законы логики должны проходить эмпирическую проверку в психологическом исследовании мышления или же выводиться из человеческого опыта чисто индуктивным путем (Милль). К такому пониманию располагает традиционное определение логики как науки о законах мышления. (В то же время вопрос о возможности использования логики в качестве источника объяснительных гипотез для психологии мышления решается вполне положительно. В частности, Пиаже предлагал развивать психо-логику, задачей которой было бы «построение средствами алгебры логики дедуктивной теории, объясняющей некоторые экспериментальные открытия психологии, а не обоснование логики на основе психологии».)

Несмотря на титанические усилия антипсихологистов, вырвать «П.» с корнем не удается. Лучше всего о его живучести свидетельствует тот факт, что в упомянутых «Логических исследованиях» Гуссерль на месте разгромленного им П. построил феноменологическую теорию сознания человека, которую вопреки стратегической интенции автора вскоре зачислили в разряд «П.». Между прочим, эту теорию взяли на вооружение психологи-экспериментаторы Вюрцбургской школы. В качестве крупной уступки П. расценивается и более поздняя идея Гуссерля о «жизненном мире» как основе всякого объективного знания.

В общекультурном плане заслуживает внимания вывод Г. П. Федотова («Ecce homo»), рассмотревшего причины и мотивы гонений на «П.» (а также на близкие к нему эмоционализм, сентиментализм, рационализм), о том, что подобные гонения являются частным случаем гонений на гуманизм и «на то, без чего человек перестает быть человеком». (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Психологизм — В социологии, методологический подход, свойственный некоторым направлениям буржуазной социологии, ведущим начало от Г. Тарда, Л. Уорда, У. Мак-Дугалла, Ч. Кули и др., и активно практикуемый современными школами символического интеракционизма (Дж. Большая советская энциклопедия
  2. психологизм — -а, м. 1. Методологический подход, свойственный некоторым направлениям буржуазной социологии, объясняющим социальные взаимоотношения на основе психологических свойств людей. Малый академический словарь
  3. ПСИХОЛОГИЗМ — ПСИХОЛОГИЗМ (от греч. psyche — душам logos — слово,учение) — англ. psychologism; нем. Psychologismus. Методол. подход (Г. Тард, Л. Уорд, У. Мак-Дугалл, Ч. Кули и др.), стремящийся объяснить соц. отношения и структуры на основе психол. Социологический словарь
  4. психологизм — Псих/о/лог/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  5. психологизм — орф. психологизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  6. психологизм — ПСИХОЛОГИЗМ а, м. psychologisme m. Углубленное изображение психических явлений, глубокий психологический анализ. БАС-1. Психологизм в искусстве. Психологизм в литературе. МАС-2. — Лекс. Гранат: психологизм; СИС 1937: психологизм. Словарь галлицизмов русского языка
  7. психологизм — ПСИХОЛОГИЗМ (от греч. psyche — душа и logos — слово, учение) (в логике) — методологический взгляд на логику как на теорию правил и законов мышления. Исторически... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  8. психологизм — ПСИХОЛОГИЗМ, а, м. Углублённое изображение психических, душевных переживаний. П. в литературе. Толковый словарь Ожегова
  9. психологизм — ПСИХОЛОГ’ИЗМ, психологизма, мн. нет, ·муж. 1. Направление в идеалистической философии, полагающее в основу всей философии психологию (филос.). Толковый словарь Ушакова
  10. психологизм — ПСИХОЛОГИЗМ -а; м. 1. Углублённое изображение психических, душевных переживаний. П. Достоевского. Роман проникнут глубоким психологизмом. 2. Методологический подход некоторых направлений зарубежной социологии, объясняющих социальные взаимоотношения на основе психологических свойств людей. Толковый словарь Кузнецова
  11. психологизм — Разновидность субъективно-идеалистической философии; сводящая объективный мир к совокупности ощущений, а логику и теорию познания к личному внутреннему опыту. Большой словарь иностранных слов
  12. ПСИХОЛОГИЗМ — ПСИХОЛОГИЗМ — в социологии — методологический подход, свойственный некоторым направлениям социологии (Г. Тард, Ч. Кули, Дж. Мид, неофрейдизм, структурно-функциональная школа и др. Большой энциклопедический словарь
  13. психологизм — психологизм I м. Направление в социологии, сводящее закономерности общественной жизни к закономерностям индивидуальной или групповой психологии. II м. Склонность к углубленному изображению психических явлений, глубокому психологическому анализу. Толковый словарь Ефремовой