Художественная энциклопедия

Алеш Миколаш

Алеш Миколаш
        (Ales) (1852-1913), чешский живописец и график. Продолжатель романтических традиций Й. Манеса. Учился в АХ в Праге (1869-76). Противостоял тенденциям академизма; обращался к героическим темам национальной истории, поэтическим народным образам ("Встреча Йиржи из Подебрад с Матвеем Корвином", 1878, картоны для росписей Национального театра в Праге, 1880-81, иллюстрации к народным песням, с 1886, - всё в Национальной галерее, Прага). Выполнял свои работы в свободной выразительной манере, прибегал к декоративной стилизации.




"Схватка кавалеристов". 1878. Национальная галерея. Прага.

Литература: Л. С. Кишкин, М. Алеш и чешская культура, М., 1978.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
| Ещё

См. также `Алеш Миколаш` в других словарях
АЛЕШ Миколаш (1852-1913) - чешский живописец и график. Картины на историко-патриотические темы, картоны для росписей Национального театра в Праге (1880-81), иллюстрации к народным песням; сочетал традиции романтизма с чертами декоративной стилизации.
Алеш Миколаш Алеш (Ales) Миколаш (18.11.1852, с. Миротице, Южная Чехия, ‒ 10.7.1913, Прага), чешский живописец и график. Последователь И. Манеса Учился в пражской АХ (1869‒75). Писал картины на героические темы национальной истории («Встреча Йиржи из Подебрад с Матьяшем Корвином», 1878, Национальная галерея, Прага), выполнил картоны для росписи фойе Национального театра в Праге (1880‒81), ряд графических серий, в том числе иллюстрации к народным песням. Творчеству А. свойственны патриотизм и демократическая направленность; традиции романтизма сочетаются в нём иногда с декоративной стилизацией.


Лит.: Мичко М., Миколаш Алеш, Прага, 1952; Neumann J., Mikolaš Aleš, Praha, 1952. <...

Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Художественная энциклопедия` ?
        Зорак (Zorach) (1887-1966), американский скульптор и художник-акварелист. Выходец из Литвы. С 1891 жил в США. Учился в Художественной школе в Кливленде (штат Огайо; 1903-06) и в Национальной академии рисунка в Нью-Йорке (1907-08). Автор реалистических скульптурных и живописных произведений ("Девочка с кошкой", 1926, Музей современного искусства, Нью-Йорк; "Победа", мрамор 1945, Даун-таунская галерея, Нью-Йорк). Сочинения: Zorach explains sculpture…, N. Y., (1961). Литература: Hoopes D....
        (1873-1932), советский скульптор и график. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в московском Строгановском училище (1885-91) и в МУЖВЗ (1892-1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал сначала влияние искусства передвижников ("Жница с ребёнком", гипс, 1899, ГТГ и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионизма (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, ГТГ). В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904-09) Андреев создал глубоко индивидуальный, проник...
        Накадзима Тамэкадзу (1760-1849), японский живописец и график. Крупнейший представитель направления укиё-э. Основатель пейзажного жанра в японской гравюре. Испытал влияние Китагава Утамаро, Огата Корин и др.; изучал живопись Китая эпохи Мин, школы Кано. Работал в жанрах "красавицы", "люди", пейзажа; всего создал около 30 тысяч гравюр и рисунков (книга рисунков "Манга" в 15 тт., изд. 1812-71). В главных графических произведениях (серии "36 видов горы Фудзи", 1823-29, "Путешествие по водопа...
        (Lochner) (около 1410 - 1451), немецкий живописец. С начала 30-х гг. работал в Кёльне. Испытал влияние нидерландских мастеров XV в. (особенно Р. Кампена). В произведениях Лохнера (алтарь с "Поклонением волхвов", около 1440, собор, Кёльн; "Богоматерь в беседке из роз", 40-е гг., Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн; "Принесение во храм", 1447, Музей земли Гессен, Дармштадт) позднеготический спиритуализм образов, некоторые архаичные приёмы (золотой фон, орнаментально-плоскостная композиция) совмеща...
        в Киеве. Основан в 1936. Богатейшее собрание украинской живописи, скульптуры, декоративно- прикладного искусства XIII-XX вв. (в том числе коллекция украинских портретов XVII-XVIII вв.). Представлено творчество живописцев и графиков С. И. Васильковского, К. К. Костанди, Н. К. Пимоненко, С. И. Светославского, Т. Г. Шевченко, М. М. Божия, С. А. Григорьева, М. Г. Дерегуса, В. И. Касияна, А. Г. Петрицкого, А. А. Шовкуненко, скульпторов В. 3. Бородая, Г. Н. Кальченко и другие. Размещён в здани...
        (уста Ширин) (1880-1957). советский народный зодчий, художник- орнаменталист, резчик по ганчу. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943), почётный член АН Узбекской ССР (1943). Развивая традиции узбекского народного орнамента, создал разнообразные декоративные композиции для отделки жилых домов Бухары (1895-1910-е гг.) и дворца Ситораи-махи-хаса близ Бухары (1912-14), оформления павильонов Узбекской и Туркменской ССР на ВСХВ в Москве (1938, с соавторами). Автор резного декора Бух...
        (1838-1923), русский скульптор. Учился в Рисовальной школе ОПХ и в скульптурной мастерской Д. И. Иенсена в Петербурге. Участвовал в создании (по проектам М. О. Микешина) памятника "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Петербурге (открыт в 1873). Наиболее значительное произведение Опекушина - памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в 1880); создал также памятник А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в 1884), К. М. Бэру в Тарту (открыт в 1886), М. Ю...
        (1900-1973), советский график. Народный художник СССР (1971), действительный член АХ СССР (1964). Учился в ЦУТРе (1915-17 и 1921) у В. В. Лебедева и Н. А. Тырсы, затем в ленинградском Вхутеине (1922-25). Преподавал в ИЖСА (с 1948). Автор серии литографий "Ленинград в дни блокады" (1942-44; Государственная премия СССР, 1946), запечатлевших мужество ленинградцев в борьбе с врагом, иллюстрации к книгам о детях и для детей (сборник рассказов Л. Н. Толстого "Филипок. Страницы из азбуки", цвет...
        (Polэgnotos) Первый, древнегреческий вазописец середины и третьей четверти V в. до н. э., крупнейший из 4 мастеров вазописи, носивших это имя. Один из главных представителей краснофигурной вазописи эпохи классики. Работал в Афинах. Создавал росписи, отличающиеся строгой простотой и монументальностью композиции. Среди 5 сохранившихся подписных произведений Полигнота - 2 вазы-стамноса (Королевский музей искусства и истории, Брюссель, и Британский музей), амфора (ГМИИ) и др. (Источник: «Поп...
        (р. 1918), советский живописец. Народный художник СССР (1979). Учился в Киевском художественном институте (1938-46); преподаёт там же. Автор картин на военно-морские темы, пейзажист-маринист: "Черноморцы" (1947, ГМУИИ УССР; Государственная премия СССР, 1948), "Путина" (1976), "Они сражались за Родину" (1977). Государственная премия СССР (1950). "Черноморцы". 1947. Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев. Литература: З. Фогель, В. Г. Пузырьков, М....
        Рустем (1762-1835), литовский живописец и рисовальщик. Армянин по происхождению. Учился в Варшаве у Я. П. Норблина и М. Баччарелли, а также в Германии (1788-90). Преподавал в Вильнюсском университете (1798-1831). Автор портретов ("Автопортрет в феске", первая треть XIX в., Картинная галерея, Вильнюс) и жанровых сцен в духе раннего романтизма (рисунки из жизни крестьян и горожан, там же), Рустемас стал одним из основоположников литовской национальной художественной школы. (Источник: «Попу...
        Северная Осетия. В составе РСФСР. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Северной Осетии (северные склоны Большого Кавказа и примыкающие к нему равнины), восходят к концу 3-го тысячелетия до н. э.: красноглиняные сосуды, родственные аналогичным предметам майкопской культуры (конец 3-го тысячелетия до н. э.). Эпоха бронзы представлена курганами (иногда заключёнными в кольца валунов, образующих кромлехи), в которых найдены сосуды с оттисками шнура и штампованными узорам...
        (лат. sculptura, от sculpo - высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso - леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в скульптуре - человек, реже - животные (анималистический жанр), ещё реже - природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обр...
        (Thaulow) (1847-1906), норвежский живописец и график, писатель по вопросам искусства. Учился в АХ в Копенгагене (1870-72), в Карлсруэ (1872-75) и Париже (конец 70-х гг.). Испытал воздействие французского импрессионизма. Вместе с Э. Вереншёллем и К. Крогом возглавил движение за национальную самобытность норвежского искусства. Писал городские и сельские пейзажи, тонко запечатлевая эффекты освещения, стынущие реки, ясное зимнее небо ("Ночь", ГЭ). "Замерзающая река". 1895...
        фигурная деталь главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно расположенным под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовалась в русской архитектуре XVI-XVII вв. в декоре ворот, крылец, оконных проёмов. Гирька крыльца церкви Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред....