Художественная энциклопедия

Ампир

Ампир
        (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве трёх первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Наиболее ярким проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции 1789-1794. Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома.         

Ампир получил распространение в европейских странах; в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси; стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров; Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин; все - в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве.



Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.
Ф. О. Жакоб. Шкафчик для драгоценностей императрицы Марии Луизы. Национальный музей. Фонтенбло.



К. И. Росси. Александринский театр в Петербурге (ныне Ленинградский театр драмы имени А. с. Пушкина). 1828 - 1832.
К. И. Росси. Александринский театр в Петербурге (ныне Ленинградский театр драмы имени А. с. Пушкина). 1828 - 1832.

Литература: А. И. Некрасов, Русский ампир, М., 1935; Bourgeois E., Le style Empire, ses origines et ses caractиres, P., 1930; Isermeyer Ch.-A., Empire, Mьnch., 1977.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)