Художественная энциклопедия

Арка триумфальная

Арка триумфальная
        триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное оформление проезда (обычно арочное) или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Имеют один или три пролёта, перекрытые полуцилиндрическими сводами; завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81, Септимия Севера, 203, Константина, 315, - все в Риме). По их типу построены арки в Париже (на площади Каррузель, 1806, и Звезды, ныне площадь Ш. де Голля, 1806-37). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота, ныне на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34, архитектор О. И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Ленинграде, 1833, архитектор В. П. Стасов).




См. также `Арка триумфальная` в других словарях
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ - триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (арки Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве, 1827 -34, восстановлены в 1968 на пл. Победы).
Арка Триумфальная триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий (арки Тита в Риме, 81; Триумфальные ворота в Москве, 1827 -34, восстановлены в 1968 на пл. Победы).
АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ (от латинского arcus - дуга), триумфальные ворота, постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.
Арка триумфальная
ворота триумфальные, временные или постоянные монументальные арочные ворота, воздвигаемые в честь знаменательных событий. Имеют 1 или 3 пролёта, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями. А. т. возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81, Септимия Севера, 203, Константина, 315, — в Риме). По тому же типу построены в Париже арки на площадях Каррузель (1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен) и Звезды (1806—37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен). В России А. т. строились с петровского времени и возводились в честь военных побед (Триумфальные ворота в Москве, 1827—34, архитектор О. И. Бове, восстановлены на Кутузовском проспекте в ...
– монументальное оформление проезда или торжественное сооружение в честь военных побед и знаменательных событий. Как правило, триумфальные арки имеют три симметричных пролета (реже один) завершаются антаблементом и аттиком; украшаются скульптурой и памятными надписями. Триумфальные арки появились в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя (арки Тита, 81 г. н.э., Септимия Севера, 203 г. н.э., Константина, 315 г. н.э. в Риме). По их принципу построены арки в Париже (на прощади Каррузель, 1806 г. и на площади Звезды (Шарля де Голля), 1806-37 гг.). В России триумфальные арки возводились в честь военных побед с петровского времени (Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве, 1827-34 гг., архитектор О.И. Бове; Нарвские триумфальные ворота в Петербурге, 1833 г., архитектор В.П. Стасов).
монументальные арочные ворота, воздвигаемые в честь знаменательных событий
Арка триумфальная
см. Триумфальные ворота.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
Комментарии
Комментарии отстуствуют
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Ваше имя *
E-mail
Комментарий
Код подтверждения
 Обновить изображение
  
Что еще интересного в `Художественная энциклопедия` ?
        (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (1867-1945), немецкий график. Училась в художественных школах в Берлине (1885-86) и Мюнхене (1888-89). В 1919-33 профессор берлинской АХ, изгнана оттуда фашистами. Творчество Кольвиц, посвящено немецкому пролетариату, - одна из вершин европейского революционного реалистического искусства. Характерные для Кольвиц драматическая напряжённость образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты обнаруживаются уже в её ранних графических сериях ("Восст...
        (1861-1939), русский живописец. Один из крупнейших мастеров пленэра. Учился в МУЖВЗ (1875-86) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1882). Преподавал в МУЖВЗ (1901-18), ГСХМ (1918-19); среди учеников - А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Член объединения "Мир искусства" и Союз русских художников. Автор пейзажей, жанровых картин и портретов ("Северная идиллия", 1886, "У балкона", 1888-89, "Зимой",...
        (Lorenzetti), итальянские живописцы, братья. Представители сиенской школы. Пьетро Лоренцетти (около 1280-1348 (?)). Испытал влияние Дуччо ди Буонинсенья, Джотто, Дж. Пизано (триптих с "Рождением Марии", 1342, Музей собора, Сиена). Трагическим пафосом, стремлением к реальной достоверности и монументальности изображений, использованием архитектурных мотивов с линейно-перспективными построениями проникнуты его росписи в Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1325-29 и после 1340). Амброджо Л...
        (Mбnes), семья чешских художников. Антонин Манес (1784-1843), один из основоположников национальной школы пейзажа. Учился в АХ в Праге. Стремился к созданию поэтически обобщённого образа родной природы. Эволюционировал от классицизма к романтизму. Йозеф Манес (1820-1871). Сын Антонина Манеса Представитель романтизма, глава национально-демократического направ- ления в чешской живописи. Учился в АХ в Праге (1835-44) и Мюнхене (1844-46). Автор точных и тонких по манере, поэтически обобщённы...
        (Oslo) (в 1624-1924 - Кристиания, Christiania, Kristiania), столица Норвегии; крупнейший экономический и культурный центр страны. Основан около 1048. На восточном берегу залива Пипервика - остатки Старого города (с крепостью Акерсхус, около 1300, перестроена в XV-XVI вв.), от которого к северу и северо-западу идут кварталы центра современного Осло с главной улицей Карл-Юханс-гате (ведущей от вокзала к классицистическому королевскому дворцу, 1824-48, архитектор X. Д. Ф. Линстов), где расп...
        (Pechstein) (1881-1955), немецкий живописец и график. Один из ведущих мастеров немецкого экспрессионизма. Учился в Дрездене (1900-06) в Художественно-промышленной школе и АХ. Член объединения "Мост" (с 1906). Произведениям Пехштейна свойственны повышенный декоративизм, острота композиционных решений, светоносная яркость колорита ("Девушка в красном за столом", 1910, музей Фолькванг, Эссен; "Паллауский триптих", 1917). Как график работал в технике офорта, ксилографии; в 20-х гг. создавал...
        (от франц. roulette - колесико), инструмент для гравирования на металле (стальное зубчатое колесико, вращающееся на изогнутом конце стержня). (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)...
        (от франц. bataille - битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий сближает батальный жанр с историческим жанром. Сцены повседневной жизни армии и флота, встречающиеся в произведениях батального жанра, переклика...
        (древнеинд. Такшашила), древний город на северо-западе полуострова Индостан (в 35 км от современного города Равалпинди в Пакистане), столица Гандхары. В III-II вв. до н. э. административный центр северо-западной части империи Маурья. Раскопками открыты укрепленные городища - Бхир-Маунд (VI-II вв. до н. э., остатки крупного здания с многочисленными комнатами и прямоугольным залом); Сиркап (II в. до н. э. - III-IV вв. н. э.): руины буддийского храма и несколько ступ, "царский дворец" (блок...
        Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В. И. Ленина, в Москве, национальная библиотека СССР, одна из крупнейших библиотек мира. Основана в 1862. Старое здание библиотеки - бывший дом Пашкова, одно из красивейших зданий Москвы (1784-86, архитектор В. И. Баженов). К нему примыкают шесть новых корпусов (в том числе девятиэтажное книгохранилище) (1928-58, архитекторы В. Г. Гельфрейх, В. А. Щуко и др.), объединённых со стороны главного входа высоким пилонным портиком. Фасады новы...
        (Zille) (1858-1929), немецкий график. Учился в Художественной школе в Берлине (с 1872), в 1872-1907 был рабочим- литографом. В многочисленных рисунках и акварелях, печатавшихся в журнале "Симплициссимус", "Эйленшпигель" и других, в свободной, ироничной манере, нередко с протестом против социальной несправедливости изображал быт берлинских рабочих районов (циклы: "Дети улицы", рисунок, 1912, и др.). В последний период жизни сотрудничал в коммунистической прессе. Литература: О. Нагель, Г....
        (Chile), Республика Чили, государство на юго-западном побережье Южной Америки и островах Тихого океана. Древнее искусство индейцев на территории Чили связано с развитыми культурами Перу. Сохранились руины крепостей, поселений, расписная и фигурная керамика, наскальные рисунки. Особенно выделяются гигантские каменные изваяния на острове Пасхи. Индейцы, жившие в пустыне Атакама, строили хижины из камня и кактуса. Индейцы южных долин возводили свои постройки из ила и камня. Традиции древнег...
        (Esztergom), город в Венгрии, на правом берегу р. Дунай. С I в. римский город. До середины XIII в. резиденция венгерских королей. На скалистом холме над городом - крепость и королевский дворец (включает раннеготическую капеллу, XII в., и ренессансный зал, конец XV в.). Капелла Бакоца с изящным скульптурным декором в интерьере (1506-07) - выдающийся памятник Ренессанса в Венгрии. Классицистический собор (1822-56) и церковь св. Анны (начата в 1828). (Источник: «Популярная художественная эн...
        (Witz) (после 1400 - 1446), швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве. В своих произведениях, переходных от готики к искусству Возрождения, достигал большой пластической убедительности в изображении фигур, интерьера, городского и альпийского пейзажа, поэтически запечатлел природу окрестностей Женевы (части полиптиха, около 1435, Картинная галерея, Берлин-Далем, Публикация художественных собраний, Базель, и других собраний; створки алтаря св. Петра, 1444, Музей искусства и истории,...
        (франц. dolmen, от бретонского tol - стол и men - камень), древнее погребальное сооружение (в основном 3-2 тысячелетия до н. э., от неолита до бронзового и железного веков), один из первых типов целостной архитектурной композиции, основанной на законах архитектоники. Дольмены сложены из огромных каменных глыб и плит, поставленных вертикально и покрытых одной или несколькими плитами сверху. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки; в СССР - на Кавказе и в Крыму....