Австрия

(Оsterreich), Австрийская Республика, государство в Центральной Европе. На территории Австрии найдены многочисленные памятники искусства палеолита и неолита (в т. ч. знаменитая "Венера из Виллендорфа", Естественноисторический музей, Вена), керамические и бронзовые изделия гальштатского искусства, кельтов, а также местных племён, образцы искусства времени римского господства (I в. до н. э. — V в. н. э.). Многочисленны памятники романского стиля (XI -XIII вв.): массивные каменные соборы, монастырские и приходские церкви, в основном трехнефные базилики с традиционными для Австрии прямоугольными планами, слабо развитым трансептом и 3 полукруглыми апсидами. Башни обычно примыкали к хору или возвышались над западным фасадом, иногда — над средокрестием (базилики в Гурке и Зеккау: западный фасад собора св. Стефана в Вене). В Нижней Австрии, Штирии и Каринтии строились центрические погребальные капеллы — "карнеры". Лучшие фресковые циклы были созданы в Зальцбурге (неподвижные, напряжённо-суровые фигуры святых в монастыре Ноннберг, около 1140-50). Рукописи украшались торжественными, эпического характера миниатюрами ("Евангелие Бертольда", около 1050, Национальная библиотека, Вена). В монументальной скульптуре долго сохранялась орнаментально-плоскостная трактовка фигур. Для зрелой австрийской готики наиболее типичны зальные церкви с 2-4 нефами равной высоты (хоры церквей в Хайлигенкройце и Цветле). О высоком уровне и самостоятельности австрийской готики свидетельствуют близкий к зальной церкви собор св. Стефана со стройной, украшенной почти с ювелирной тонкостью башней и небольшая изящная церковь Санкт-Мария-ам-Гештаде в Вене, каменные замки с высокими стенами и мощными оборонительными башнями (Рабенштейн в Тироле, XII в.) и городские дома, обычно в несколько этажей, с узкими фасадами, завершёнными щипцом и часто снабжённые прямоугольным в плане эркером. В готической скульптуре и живописи усилились реалистические тенденции, появились свободно стоящие статуи, станковая живопись. Сильное воздействие искусства круга П. Парлера заметно в статуях боковых порталов собора св. Стефана в Вене (около 1375-90). В искусстве XV в. в рамках средневековой культуры отчётливо проступают черты искусства эпохи Возрождения (работы скульптора Я. Кашауэра, живописца Р. Фрюауфа Старшего), наиболее своеобразно проявившиеся в творчестве скульптора и живописца М. Пахера, связанном с ренессансным искусством Северной Италии круга А. Мантеньи.

В архитектуре Возрождения определяющими типами построек стали бюргерские дома и муниципальные сооружения, украшенные ренессансным декором и чёрно-белыми композициями в технике сграффито. В изобразительном искусстве XVI в., носившем уже последовательно ренессансный характер, усилился интерес к бытовым сюжетам, портрету и особенно пейзажу. Выделялись работы мастеров дунайской школы (В. Хубер и др.). Широкое международное признание получило искусство Австрии эпохи барокко (XVII-XVIII вв.). Вокруг Вены были построены дворцы, образовавшие открытые ансамбли с регулируемыми садами, спускающимися террасами с возвышенностей. Широкие перспективы парков завершали величественные дворцовые здания, украшенные богатым, подчас фантастически-прихотливым пластическим декором. Особенно выделяются ансамбль Бельведер (архитектор И. Л. Хильдебрандт) и постройки архитектора И. Б. Фишера фон Эрлаха. Величественные дворцы, монастыри и церкви сооружались и в провинциальных городах (в Зальцбурге, Мельке и др.). С архитектурой были тесно связаны монументальная скульптура, живопись и театрально-декорационное искусство.

Вершиной австрийской барочной живописи стало творчество Ф. А. Маульберча, в котором свободная и широкая манера письма сочеталась с мастерством передачи многообразной гаммы чувств и настроений. В скульптуре выделяются работы Б. Пермозера, Г. Р. Доннера, доходящая до крайностей барокко серия гримасничающих "характерных голов" Ф. К. Мессершмидта

Зодчество классицизма в Австрии не знает больших достижений. Наиболее привлекательны в нём небольшие парковые сооружения типа нарядной постройки "Глориетта" в Шёнбрунне. В изобразительном искусстве оплотом классицизма стала основанная ещё в 1692 венская Академия художеств, насаждавшая преимущественно академические формы классицизма. В 1850-80-х гг. в Вене на месте уничтоженных крепостных валов и вдоль них была устроена широкая кольцевая магистраль Рингштрасе. Её застройка велась главным образом многоквартирными жилыми домами и общественными и жилыми зданиями дворцового типа в различных исторических стилях. Парадность и импозантность "стиля Рингштрасе" повлияли на утверждение эклектизма в мировой архитектуре. Большое воздействие на мировую архитектурную практику оказали взгляды Г. Земпера, изучавшего вопросы соотношения стиля с конструкциями и материалами и усматривавшего причину упадка искусства в капиталистическом разделении труда. В изобразительном искусстве для утвердившегося с начала XIX в. романтизма характерны интерес к бытовым деталям, тяга к непосредственности и лиричности (Й. А. Кох и др.). Эти черты были развиты представителями бидермейера (М. фон Швинд, Ф. Вальдмюллер и др.).

В конце XIX в. в архитектуре против засилья эклектизма выступили представители "венского модерна", входившие в объединение "Венский Сецессион" (И. Ольбрих, О. Вагнер, И. Хофман) и создавшие свой вариант стиля "модерн", отличающийся прихотливостью линейных и цветовых решений, сочетавшихся с освоением новых конструктивных и отделочных материалов. Отказ от декоративных излишеств "модерна", стремление к геометрической простоте и ясности объёмов наиболее чётко и последовательно проявились в творчестве А. Лоза. В изобразительном искусстве средоточием стиля "модерн" стал "Сецессион". Его ведущий представитель Г. Климт создал полный изысканной фантазии венский вариант стиля "модерн". В этот же период сформировалось творчество А. Кубина, пронизанное фантастикой и мистикой, но поражающее своей художественной убедительностью, эмоциональ- ностью и экспрессивностью образов. Австрийский экспрессионизм выдвинул одного из основных мастеров этого направления О. Кокошку. Для архитектуры конца 20-30-х гг. характерны поиски рациональной планировки жилых массивов, рабочих посёлков, общественных зданий (Ф. Шустер, Й. Франк), национально-романтические веяния (К. Хольц- мейстер). В 50-х — начале 80-х гг. создан ряд смелых по замыслу и конструкции построек (городской зал универсального назначения Штадтхалле в Вене, 1955-58, главный из 4 залов которого перекрыт стальной конструкцией из 2 шарнирных рам). Индустриализация строительства отмечается с начала 60-х гг. Широко пропагандируются достижения архитектуры "Сецессиона", обогащение и смягчение приёмов и методов функционализма, что нередко приводит к появлению своеобразных остросовременных произведений. В изобра- зительном искусстве второй половины XX в. наряду с абстракционизмом (скульптор Ф. Вотруба), так называемым венским неосюрреализмом (живописец Э. Фукс и др.) и другими модернистскими течениями сохраняются гуманистические традиции реализма (некоторые произведения Кокошки, Й. Добровски, графиков круга О. Файля и др.).

Австрия

О. Вагнер. Церковь больницы Штейнхоф в Вене. 1904 — 1907.

Австрия. Рис. 2

М. Пахер. Алтарь "Отцов церкви". 1486. Старая пинакотека. Мюнхен.

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; ВИА, т. 4-5, 7, 10-11, М., 1966-73; Feuchtmьller R., Kunst in Цsterreich, Bd 1-2, W., 1972-73; Schmidt R., Usterreichisches Kьnstlerlexikon, Bd 1, W., 1980; Die Kunst der 70-er Jahre in Цsterreich, W., 1980.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. АВСТРИЯ — (Österreich), Австрийская Республика — гос-во в Центр. Европе. До 1867 Австр. империя, в 1867 —1918 Австро-Венгерская империя. С 12.11.1918 — республика. В 1938—45 оккупирована Германией. Весной 1945 освобождена при решающей роли Советской Армии. Филателистический словарь
  2. Австрия — Австрийская Республика, гос-во в Центр. Европе. В IX в. при адм. устройстве пограничных земель Франк, гос-ва Карла Великого в Подунавье была образована Восточная марка — франк. Marchia Austriaca (марка — 'граница, пограничная земля'). В конце X... Топонимический словарь
  3. Австрия — (Österreich; позднелат. Austria, от др.-нем. Ostarrichi — восточная страна) Австрийская Республика (Österreichische Republik). I. Общие сведения А. — государство в Центральной Европе. Граничит на С. с ФРГ и Чехословакией, на В. с Венгрией... Большая советская энциклопедия
  4. АВСТРИЯ — (Австрийская Республика) государство в Центральной Европе. Образовано в 1918 г. вследствие распада Австро-Венгерской империи. Столица — г. Вена. Словарь по конституционному праву
  5. Австрия — Республика Австрия (Republik Еsterreich) — гос-во в Центр. Европе; столица — Вена; офиц. яз. — немецкий; терр. 83 858 кв. км; нас. 8,14 млн. чел. Католическая энциклопедия
  6. Австрия — (Österreich), гос-во в Центр. Европе. Пл. 83,8 тыс. км², население – 8,2 млн. чел. (2001). Столица – Вена. Федерация в составе 9 земель, вкл. столичную. Глава государства – федеральный президент. Словарь географических названий
  7. Австрия — (Österreich), Aвстрийская Pеспубликa (Republik Österreich), — гос-во в Центр. Eвропе. Граничит на C. c ФРГ и ЧССР, на B. c BHP, на Ю. c СФРЮ и Италией, на З. c Швейцарией и Лихтенштейном. Пл. 84,0 тыс. км2. Hac. св. 7,695 млн. чел. (1982). Cтолица — Bена. Горная энциклопедия
  8. АВСТРИЯ — (Osterreich) — гос-во в Центр. Европе, большая часть ее терр. лежит в Восточных Альпах, в басс. верх. Дуная. Площ. 83,9 тыс. км2. Нас. 7021 т. ч. (1958); ок. 95% (1951) населения — австрийцы, из др. Советская историческая энциклопедия
  9. Австрия — А́встрия заимств. через укр. и польск. Austrya из ср.-лат. Austria; первоначальное название восточной, рипуарской части Северной Галлии, от франк. auster, д.-в.-н. ōstar, др.-исл. austr "восток; см. Кречмер, Glotta 26, 209. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. АВСТРИЯ — АВСТРИЯ — Австрийская Республика (Republik Osterreich) — государство в Центр. Европе, в бас. Дуная. 83,8 тыс. км2. Население 7,9 млн. человек (1993) — 98% — австрийцы. Городское население 64,5% (1991). Официальный язык — немецкий. Большой энциклопедический словарь