Давид Жак Луи

(David) (1748-1825), французский живописец, общественный деятель. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. В 1775-80 в Италии изучал искусство античности, восприняв его как пример гражданственности художественного творчества. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Произведения Давида 80-х гг. ("Смерть Сократа", 1787, Метрополитен-музей; "Ликторы приносят Бруту тела его сыновей", 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом. Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы эпохи через образы античности впервые нашли своё воплощение в картине Давида "Клятва Горациев" (1784, Лувр), воспринятой общественностью как призыв к революционной борьбе. В портретах Давида 80-х — начала 90-х гг. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке ("Врач А. Леруа", 1783, Лувр). Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему ("Клятва в зале для игры в мяч", 1791, не закончена). Картины "Убитый Лепелетье" (1793, не сохранилась) и особенно "Смерть Марата" (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре.

После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий ("Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами", 1799, Лувр). С 1804 Давид — "первый художник" Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов ("Коронование Жозефины", 1805-07, Лувр). Поздние портреты Давида, отмеченные простотой композиции, пристальным вниманием к облику и внутреннему миру модели, прокладывали путь реалистическим исканиям живописцев XIX в. В 1816, после реставрации власти Бурбонов, был вынужден уехать в Брюссель. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и др.

Давид Жак Луи

Ж. Л. Давид. "Клятва горациев". 1784. Лувр. Париж.

Давид Жак Луи. Рис. 2

Любовь Париса и Елены (1788)

Давид Жак Луи. Рис. 3

Cupidon et Psyche

Давид Жак Луи. Рис. 4

Leonidas an den Thermopylen

Давид Жак Луи. Рис. 5

Louis David- Andromache Mourning Hector

Давид Жак Луи. Рис. 6

Mars desarme par Venus

Давид Жак Луи. Рис. 7

Portrait of Anne-Marie-Louise Thusson, Countess of Sorcy

Давид Жак Луи. Рис. 8

Portrait of Antoine Lavoisier and his Wife. 1788

Давид Жак Луи. Рис. 9

Salbung Napoleons I. und Krnung der Kaiserin Josephine. Hinter Napoleon steht Papst Pius VII.

Давид Жак Луи. Рис. 10

Zenaide and Charlotte Bonaparte

Давид Жак Луи. Рис. 11

Наполеон на перевале Сен-Бернар (1800)

Давид Жак Луи. Рис. 12

Портрет папы Пия VII (1805)

Давид Жак Луи. Рис. 13

Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами (1799)

Давид Жак Луи. Рис. 14

Смерть Марата (1793)

Давид Жак Луи. Рис. 15, Давид Жак Луи. Рис. 16, Давид Жак Луи. Рис. 17

Галерея

Сочинения: в русском переводе: Речи и письма., М.-Л., 1933.

Литература: В. Н. Березина, Ж. Л. Давид, Л., 1963; И. А. Кузнецова, Л. Давид, М., 1965; Verbraeken R., J.-L. David jugй par son йpoque et par la postйritй, P., 1973; Brookner A., J.-L. David, L., 1980; Schnapper A., David tйmoin de son temps, Fribourg, 1980.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me