Деревянная архитектура

Обширная область архитектуры, обладающая особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря своей прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки. Поэтому в местностях, богатых лесом, Деревянная архитектура — один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека. В ряде стран археологическими раскопками обнаружены остатки свайных сооружений, восходящих к эпохе неолита, — на р. Модлона в Вологодской области РСФСР, по берегам озёр — Боденского в ФРГ, Цюрихского, Невшательского — в Швейцарии и других местах. К бронзовому веку относятся четырехугольные в плане свайные дома, открытые в Югославии. Выразительность Деревянной архитектуры достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчёркивающей её красоту. При огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими, историческими и природно-климатическими условиями, всем типам деревянных сооружений (жилым, хозяйственным, культовым, оборонительным) присущи единые строительные приёмы. Издавна сложились две конструктивные системы деревянных построек — срубная и каркасная, которые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Устойчивость хозяйственно-бытового уклада обусловила единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных решений народного жилого дома (в России — изба), в основе которого лежит сруб или клеть с очагом (позже печью) с двух- или четырехскатной крышей. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (см. Венец). Длинные жерди — слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов — "самцов", продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых жердей ("куриц") с крюками, на которых удерживается водосток. Все детали соединялись без гвоздей. Срубные жилища распространены в РСФСР, Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, Австрии, ГДР, ФРГ, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии, в скандинавских странах, горных районах Италии и Швейцарии. Специфический местный характер ему придают различные размеры, расположение и формы срубов, формы крыш, планировка помещений, введение других материалов, особенности декоративного убранства фасадов и интерьеров. Первоначально скупая и лаконичная скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки и "курицы" крыши, балясины галерей, сильно усложнилась с появлением пилёного леса, подражая элементам каменного декора. Распространились более дешёвые строительные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, "полотенца", наличники окон, балясины галерей, подзоры и так далее). Срубное жилище состоит из отдельных клетей, разделённых на 2-3 помещения. К ним по мере надобности прирубаются другие, образуя "двойни", "тройни". Размеры брёвен ограничивали длину и ширину клети, но можно было значительно увеличивать её высоту. Система клетей с башнями — "повалушами", соединённых сенями и переходами, на Руси называли хоромами (дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское под Москвой, 1667-68, не сохранился). Русские избы XVIII-XIX вв. делятся на несколько стилистических групп. В северных районах преобладают: четырехстенные избы на высоком подклете с двускатной крышей, далеко выступающей над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской областях); дома "кошелем" (изба и хозяйственный двор располагаются по одной линии под общей крышей) и "брусом" (двор примыкает к избе сзади) — в Карельской АССР. Большие свесы крыши, мощные брёвна срубов и накатов "взвоза" (въезд на сеновал), скупость резных деталей придают северным избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири — "двойни", "тройни" и четырехстенные, на высоком подклете, носящие ещё более замкнутый, крепостной характер. Более приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье, Северное Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной "глухой" резьбой (так называемая корабельная резь).

В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность которой иногда усилена дополнительными связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или другими материалами — глиной, камнем, кирпичом (см. Фахверк). Простейшие дома каркасного типа встречаются в странах Африки. Юго-Восточной Азии, Америки, Океании. Каркасная конструкция допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с двухкомнатными и трехкомнатными домами создавались большие комплексы дворцовых каркасных зданий (VII-XII вв.). Мощные столбы, резные и расписные кронштейны — "доугуны" и массивные изогнутые крыши создают впечатление нарядности сооружений. Японские каркасные сооружения очень лёгкие, асимметричные в плане и видоизменяются с перестановкой внутренних перегородок. Фахверковое зодчество распространено, во многих странах Европы (Австрия, Дания, ГДР, ФРГ, Швейцария и др.).

Особенно полно инженерно-конструкторское мышление народных мастеров проявилось в хозяйственных постройках (амбары, склады, мельницы, мосты, бани). Применяемые здесь особые, функционально оправданные конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы и галереи амбаров и сеновалов, сваи бань, подпоры мостов) создают острые, выразительные силуэты построек.

Древнейшие деревянные культовые сооружения известны в основном по литературным источникам. Сохранившиеся памятники на территории РСФСР датируются XV-XVIII вв. Наиболее распространены "клетские" односрубные храмы с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор) — Лазаревская церковь Муромского монастыря (конец XIV в., ныне в Кижах). Разнообразны шатровые храмы. Центральный сруб, часто расширенный кверху в виде раструба — повала (для опоры пологой части крыши — полицы и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками, крыльцами, галереями (церковь в Кондопоге, собор в Кеми и др.). Характерны также пятиглавые кубоватые покрытия — храмы в сёлах Кушерека (1669), Пияла (1695) Архангельской области. Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи. Для средней полосы России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков или восьмериков. Распространены также шатровые восьмигранные каркасные колокольни, обшитые в нижних ярусах брёвнами и досками. Верхние части столбов образовывали открытую галерею — звонницу. Во внутреннем убранстве церквей широко использовались резьба и росписи. На Украине простейший вид деревянной церкви — приземистая бескупольная церковь "хатного" типа. Она состоит из трех срубов разной высоты с двускатными, шатровыми или полусферическими шлемовидными завершениями. Срубы обшиты горизонтально положенными досками. Распространены также крестообразные в плане церкви с 1-9 верхами, иногда достигающие очень большой высоты, трехсрубные храмы с уступчатыми пирамидальными покрытиями, а также храмы, завершённые целым каскадом уступов — "заломов". В трехсрубных церквах карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Деревянные гвозди, прикрепляющие доски к срубу, образуют красивый узор. Для памятников Польши (костёлы — в Дембно и Грывальде — оба вторая половина XV в., Рабке, 1606, Поврожнике, около 1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, вторая половина XVII в.), Чехословакии (церковь в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725-26) характерно сочетание специфики деревянного зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей стилей каменной западноевропейской архитектуры (готики, барокко, классицизма). Подвесные стропильные конструкции, к которым подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись при строительстве синагог (на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, Польше) и в срубных церквах Финляндии — в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер М. Хармя). Особое место среди деревянных построек занимают шведские церкви и звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (церковь Санта-Мария Минор в Лунде, XII-XIII вв.; звонница на острове Фрёсён на озере Стуршён).

Храмы каркасного типа известны в Японии (синтоистский храм в Исе, буддийский храм Хорюдзи и др.) и Китае (храмы Феникса, Фогуан) с первых веков нашей эры. В их основе лежит конструкция примитивных свайных жилищ (сооружения возводятся на столбах и платформах), доведённая до совершенства искусством ритмичной расстановки столбов, удачным сочетанием лёгких стен с массивными нависающими крышами. Уникальна пагода Дьен-Бо в Ханое (Вьетнам; 1049) — каркасное сооружение на каменном столбе, стоящем посредине водоёма.

В Скандинавии сложился тип храма ("ставкирка") с двойным каркасом — внутренним, из столбов, соединённых арками и крестовинами, и наружным, со стенами из деревянных вертикальных пластин, закреплённых в раме. Внутренне пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными (церковь в Боргунне, около 1150, и в Урнесе, 1060-1130, в Норвегии).

До XVII в. большое значение имели деревянные оборонные сооружения — остроги. Они состояли из срубных крепостных стен с открытым ходом поверху, защищённым бревенчатым парапетом — "заборалом", и монументальных суровых башен, завершённых невысокими шатрами. Остроги играли большую роль в формировании города, его плана и силуэта (сохранились остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири — оба XVII в.). В конце XIX — начале XX вв. многие архитекторы обращались к формам и декору народной Деревянной архитектуры при постройке выставочных павильонов, дач, железнодорожных станций.

В XX в. дерево как основной строительный материал используется в сельских местностях (в районах, богатых лесом), в городских постройках временного характера, в поселковом строительстве, а также в малых архитектурных формах. Улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование и др.), применение специальных клеёв для соединения деревянных элементов позволило создавать конструкции любой длины и формы, дало ещё больше возможностей для использования дерева в современной архитектуре (в СССР обширные деревянные павильоны впервые были сооружены на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 в Москве). Малоэтажные жилые дома из сборных деревянных каркасов и панелей заводского изготовления распространены в США, Финляндии, Норвегии, Швейцарии и районах Крайнего Севера СССР. В строительстве промышленных, гражданских, сельскохозяйственных сооружений широко применяются клеёные балки, трехшарнирные рамы и арки, в строительстве спортивных сооружений используются купольные покрытия из арочных клеёных рёбер и сетчатые своды, позволяющие перекрывать пролёты. Появились также складчатые конструкции и оболочки в виде гиперболических параболоидов ("гипаров"), сооружаемые из тонких досок, склеенных в 2-3 слоя, или из фанеры. Такие покрытия, опираясь на две точки, полностью освобождают внутренние пространства от опор и дают возможность создавать светлые обширные помещения при небольшой затрате материала. Новые конструкции позволяют добиваться разнообразия и богатства архитектурных решений деревянных построек, сходных по формам с сооружениями из железобетона, алюминия и др. Характерная фактура и декоративные качества деревянных элементов придают постройкам особую художественную выразительность и теплоту.

Литература: ВИА, т. 4-9, Л.-М., 1966-71; И. В. Маковецкий, Архитектура русского народного жилища, М., 1962; (Г. И. Мехова), Русское деревянное зодчество. (Альбом), М., (1966); (Е. К. Иванова), Применение клееных деревянных конструкций за рубежом, М., 1966; М. МильчикИ., Ю. С. Ушаков, Деревянная архитектура русского Севера, Л., 1980; А. В. Ополовников, Русское деревянное зодчество, М., 1983; Л. М. Лисенко, Дерево в архитектуре, М., 1984; Vreim H., Norsk trearkitektur, Oslo, 1947; Krassowski W., Architektura drewniana w Polsce, Warsz., 1961.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Деревянная архитектура — Обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Большая советская энциклопедия
  2. Деревянная архитектура — Обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Архитектурный словарь
  3. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА — ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА — искусство строить из дерева. Главные конструктивные системы — срубная (постройки из бревен — дома, храмы, хозяйственные сооружения стран Вост. и Сев. Большой энциклопедический словарь