Египет (государство)

Арабская Республика Египет, государство на Ближнем Востоке. Расположено в северо-восточной части Африки. С приходом арабов (639) и распространением ислама Египет активно участвовал в формировании средневековой арабской культуры. На основе древнеегипетских, эллинистических (см. Эллинистическое искусство), римских и коптских (см. Коптское искусство) традиций в Египте сложились специфические школы зодчества, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Первые арабские города в Египте носили характер римского военного лагеря (Фустат, ныне район Каира). Главными элементами архитектурного ансамбля города стали мечеть, дворец правителя, общественные бани и помещения для гарнизона. Развивался "колонный" тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутренним двором (мечеть Амра в Фустате, 641/642). Для архитектуры конца IX-XII вв. характерны смелость пространственных решений, суровое величие монументальных объёмов, ясность композиции, подчёркивающий архитектурные формы скульптурный и резной декор (мечеть Ибн Тулуна в Каире). В конструкциях сводов и куполов появились сталактиты. В жилых домах важную роль играли глубокие айваны. В XII-XV вв. строгость монументальных форм сочеталась с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка цветного камня), пышным убранством интерьеров; сложились типы четырехайванной мечети-медресе (Султана Хасана в Каире), квадрат в плане мавзолея с куполом, украшенным крупным резным орнаментом (мавзолеи мамлюков в Каире, XV — начало XVI вв.), и высокого минарета с ярусами балкончиков и куполом. Традиционную планировку (3-4-этажные помещения вокруг дворика с фонтаном) и декор (деревянные резные решётки-"мушарабия" на окнах и навесных балконах) сохраняли жилые дома XVII-XVIII вв. (Каир). В период Османской империи здания возводили по типу турецких (мечети Синан-паши и Мухаммеда Али в Каире). Жилые и общественные здания XIX — первой половины XX в., построенные с участием европейских архитекторов, носят эклектический характер. После революции 1952 проведена большая работа по реконструкции и благоустройству городов (генеральные планы Каира, Александрии), возведены рабочие посёлки, общественные сооружения (аэропорт, 1962, архитекторы С. Зайтун, М. Шафки, и телецентр, 1967, архитектор Дж. Момин, в Каире). Современные конструкции и материалы иногда сочетаются с элементами арабского средневекового зодчества.

В стиле ранних произведений изобразительного искусства мусульманского Египта (фрески из бань в Фустате, X-XI вв.; образцы резьбы по камню, дереву и слоновой кости, миниатюры) сказываются традиции эллинистического и коптского искусства, чувствуется внимание художника к натуре. Во всех видах декоративно-прикладного искусства средневекового Египта (ткачество, гравировка и инкрустация по металлу, роспись цветными эмалями по стеклу, керамика, резьба по кости и дереву) важнейшая роль принадлежит орнаменту и каллиграфии. В узорах на изделиях X-XII вв. часты изображения людей и животных, в последующие периоды преобладала арабеска. С конца XIX — начала XX вв. на основе воздействия европейской культуры возникло новое изобразительное искусство. С развитием Национально-освободительного движения складываются Национальные школы современной египетской скульптуры (Махмуд Мухтар, Гамаль ас-Сагини) и живописи (Мухаммед Наги, Махмуд Сайд, Ахмед Сабри, Сейф и Эдхем Уанли и др.). В египетском искусстве XX в. наряду с ведущими реалистическими и декоративными направлениями существуют различные модернистские тенденции. Сохранению и развитию традиционных видов декоративно- прикладного искусства параллельно народному творчеству способствует деятельность профессиональных художников (керамист Сайд ас-Садр).

Литература: ИСиНМ, т. 1, М., 1962; Б. Веймарн, Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974, А. А. Богданов, Изобразительное искусство Арабской Республики Египет, М., 1975.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me