Футуризм

(от лат. futurum — будущее), общее название авангардистских художественных движений 1910-х — начала 20-х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях (прокламирование идей создания "искусства будущего", отрицание художественных традиций и прочее) и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.

В Италии футуристы (вождь и теоретик движения Ф. Т. Маринетти и другие поэты, художники У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, А. Соффичи, Э. Прамполини, архитекторы А. Сант-Элиа, М. Кьяттоне и др.), в отличие от представителей других авангардистских течений начала XX в., испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых эстетических ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства, новый тип массового сознания. Апология техники и урбанизма, упоение социальными катаклизмами, отрицание нравственных и культурных традиций, культ героя, расшатывающего "одряхлевший" мир, соединялись в футуризме с попытками выразить динамику "современной" жизни с помощью комплекса психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, разнообразных оптических эффектов. Отсюда в живописи футуризма (в некоторых приёмах близкой кубизму, но принципиально отличной от него выраженной сюжетностью, литературной подосновой) совмещение точек зрения и умножение контуров, как бы вызванные стремительным движением, деформация фигур, резкие контрасты цветового строя, хаотичное вторжение в композицию обрывков текста и др. В скульптуре (Боччони, Балла) иллюзию движения вызывают нагромождение и единонаправленный сдвиг обтекаемых или угловатых объёмов. Ряд фантастических проектов "городов будущего", предвосхитивших некоторые тенденции современной архитектуры, оставили архитекторы-футуристы. Жёсткий механицизм эстетики футуризма, милитаризм и шовинизм Маринетти и некоторых других футуристов привели в 1913-15 к его распаду. В дальнейшем одни футуристы пришли к прямой апологии фашизма, другие, пройдя через увлечение метафизической живописью (Карра), академизировали свою манеру или вплотную сблизились с абстрактным искусством.

В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе (Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. Хлебников и др.), которая была тесно связана с "левыми" художественными течениями (петербургский "Союз молодёжи", московская группа "Ослиный хвост" и др.) как своими нигилистическими лозунгами, проповедью индивидуалистического бунта, эстетизацией техники и урбанистической культуры, так и требованиями демократизации искусства, фольклорностью, "архаичностью" мотивов и приёмов. Сходство идейно- эстетических взглядов поэтов и живописцев, переплетение их творческих интересов закрепили название "футуризм" за всем фронтом "левого" искусства в России. В действительности русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангардизма — "постсезаннизм", декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования.

После Октябрьской революции 1917 большинство футуристов активно участвовали в политико-агитационных начинаниях Советской власти, в реформах системы художественного образования, однако претензии футуризма стать общеобязательным "государственным искусством" и усилившееся в этот период нигилистическое отношение многих футуристов к культурному наследию были осуждены в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах" и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому. К началу 20-х гг. футуризм фактически распался.

Футуризм

Дж. Северини. "Голубая танцовщица". 1912. Частное собрание. Милан.

Литература: О. Петрочук, Футуризм, в сборнике: Модернизм, 3 изд., М., 1980; Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Mьnchen, 1967; Nazzaro G. В., Introduzione al futurismo, Napoli, 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Футуризм — (от латинского futurum — будущее) авангардистские художественные движения 10-х — начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации... Большая советская энциклопедия
  2. футуризм — -а, м. Направление в европейском искусстве 10-х — 20-х гг. 20 в., отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого, проповедовавшее урбанизм, разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом... Малый академический словарь
  3. ФУТУРИЗМ — ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — гахгл. futurism; нем. Futurismus; ujpp.futurisme; Авангардистское направление в европейском искусстве начала XX в., отрицающее нравственные и художественные ценности традиционной культуры. Социологический словарь
  4. футуризм — орф. футуризм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. футуризм — Футур/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  6. футуризм — ФУТУРИЗМ а, м. futurisme m., ит. futurismo m. Формалистическое направление в литературе и искусстве начала 20 в., противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям искусства. БАС-1. — Лекс. Гранат: футуризм; СИС 1937: футуризм. Словарь галлицизмов русского языка
  7. Футуризм — ФУТУРИЗМ. Этот литературный термин взят от латинского слова Futurum — будущее. Футуристы называют иногда себя у нас в России «будетлянами». Футуризм, как устремление к будущему, противопоставляется пассеизму в литературе, устремлению к прошедшему. Словарь литературных терминов
  8. футуризм — Заимств. из итал. яз., где futurismo — суф. производное от лат. futurum «будущее». Этимологический словарь Шанского
  9. футуризм — ФУТУРИЗМ, а, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства. | прил. футуристический, ая, ое. Футуристические стихи. Толковый словарь Ожегова
  10. ФУТУРИЗМ — ФУТУРИЗМ (лат. future — будущее) — идейно-художественное течение в рамках модернизма в период с 1910-х по 1930-е в Италии и, отчасти, Франции и России. Основоположник-теоретик — Маринетти; классические представители: У. Боччони, Дж. Северини, Дж. Новейший философский словарь
  11. футуризм — ФУТУР’ИЗМ, футуризма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. futurus — будущий). Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции... Толковый словарь Ушакова
  12. футуризм — ФУТУРИЗМ -а; м. [от лат. futurum — будущее] В европейском искусстве начала 20 в.: авангардистское течение, отвергавшее культурное наследие прошлого и проповедовавшее разрушение всех форм и стилей искусства. Западный ф. Кубизм и ф. в живописи. Толковый словарь Кузнецова
  13. Футуризм — (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой... Словарь по культурологии
  14. футуризм — Футуризма, мн. нет, м. [от латин. futurus – будущий]. Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции... Большой словарь иностранных слов
  15. ФУТУРИЗМ — ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Большой энциклопедический словарь
  16. футуризм — футуризм м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие прошлого, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства... Толковый словарь Ефремовой