Хольбейн Ханс Младший

Гольбейн (Holbein) (родился около 1497-1498 — умер 1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у своего отца — Ханса Хольбейна Старшего. Работая в Базеле (1515-26), создавал картины на религиозные темы ("Мёртвый Христос", 1521, Публичное художественное собрание, Базель), многочисленные портреты бюргеров и гуманистов, в которых подчёркивал внутренне достоинство и сдержанную духовную силу моделей ("Эразм Роттердамский", 1523, Лувр), расписывал наружные стены общественных зданий (не сохранилось), выполнял портретные рисунки, иллюстрации (к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского. 1515); в серии рисунков "Образы смерти" (1524-26; известна под названием "Пляска смерти") в аллегорической форме отобразил события Великой крестьянской войны. В 1526-32 работал в Англии, куда прибыл с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к английским гуманистам. В эти годы Хольбейн создал меткие по психологическим и социальным характеристикам живописные ("Астроном Николас Кратцер", 1528, Лувр) и графический ("Т. Мор", серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок) портреты. Во второй базельский период (1528-32) работал преимущественно в жанре иллюстраций. В 1532 Хольбейн окончательно уехал в Англию, где с 1536 стал придворным художником короля Генриха VIII. В этот период были созданы выдающиеся портреты современников — представителей эпохи Возрождения: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Картинная галерея, Дрезден), английской королевы Джейн Сеймур (1536-37, Музей истории искусств, Вена); выполнены росписи "Стального двора" в Лондоне (1541-43, не сохранились) и др. В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оно оказало сильнейшее воздействие на развитие английского и всего западноевропейского портрета. Творчество Хольбейна — одна из вершин художественной культуры Возрождения и мирового портретного искусства. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и неприкрашенно воссоздавая её облик, он создал смелые и острые по рисунку, насыщенные по цвету, жизненно-убедительные, яркие образы своих современников — волевых, целе- устремлённых людей эпохи Возрождения.

Хольбейн Ханс Младший

Портрет Томаса Мора

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 2

Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского, ок.1539-40, Королевская коллекция, Лондон

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 3

Портрет Моретта

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 4

Портрет Генриха VIII

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 5

Дармштадская мадонна» (Мейера)

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 6

Венера и Купидон. 1516-1526. Художественный музей, Базель

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 7

Lady with a Squirrel

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 8

Grablegung Christi

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 9

Erasmus

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 10

Anne Cleves

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 11

Ambassadors

Хольбейн Ханс Младший. Рис. 12, Хольбейн Ханс Младший. Рис. 13, Хольбейн Ханс Младший. Рис. 14, Хольбейн Ханс Младший. Рис. 15

Галерея

Литература: (А. Немилов), Г. Гольбейн Младший. (Альбом), М.-Л., 1962; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 — H. Holbein der Jьngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Kцln, (1951); Grohn H. W., H. Holbein der Jьngere als Mater, Lpz., (1955); его же, H. Holbeins des Jьngeren Bildniszeichnungen, Dresden, (1956); Boureanu R., Holbein, L., 1977; Holbein, N. Y., 1980.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me