Иванов Александр Андреевич

(1806-1858), русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817-28) у своего отца — А. И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831-58 жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами живописи классицизма: уравновешенной композицией, чётким распределением фигур и предметов по планам, плавным контурным рисунком и локальным цветом; художник стремился добиться эмоциональной выразительности в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем ("Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", 1824, ГТГ). Написанная уже в Италии картина "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" (1831-34, ГТГ) отличается гармоничностью и поэтической возвышенностью трактовки образов античного мифа. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н. В. Гоголем, а также с Ф. Овербеком. Проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершенствовать его, Иванов в своём творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837-57, ГТГ). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого — духовный переворот в жизни угнетённого человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. Сложная многофигурная композиция объединяет людей различных сословий и характеров, каждый из которых по-своему воспринимает событие. Стремление Иванова создать программное монументальное произведение, выдвигающее проблемы историко-философского характера, отражает идеалы романтизма, но исполнение в основных своих чертах классицистично (симметричность, уравновешенность и замкнутость композиции, барельефный принцип расположения фигур на плоскости и др.). Реалистические достижения Иванова раскрываются в правдивой передаче пространственных соотношений, элементов пейзажа, что особенно видно в исполненных философской глубины подготовительных этюдах к картине ("Аппиева дорога при закате солнца", 1845, "На берегу Неаполитанского залива", конец 40-х гг., — оба в ГТГ). В последнее десятилетие жизни Иванов работал над циклом "Библейских эскизов" (акварель, ГТГ и ГРМ), которые, по мысли художника, предназначались для росписей особого здания. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. Отказавшись от традиционных условных приёмов компоновки, Иванов применял композиционные решения, наиболее соответствующие смыслу изображаемого события, смело использовал цветовое пятно, подчёркнутое на плоскости листа контуром, достиг большой ритмической выразительности рисунка. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. А. Врубель, В. И. Суриков.

Иванов Александр Андреевич

А. А. Иванов. "Моисей получает скрижали завета от Саваофа". Акварель, итальянский карандаш. Кон. 1840-х — 1850-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

Иванов Александр Андреевич. Рис. 2

А. А. Иванов. "Ветка". 1840-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

Иванов Александр Андреевич. Рис. 3

Noli me tangere

Иванов Александр Андреевич. Рис. 4

Olivenbaum

Иванов Александр Андреевич. Рис. 5

Portrt der Vittoria Marini

Иванов Александр Андреевич. Рис. 6

Итальянская сцена

Иванов Александр Андреевич. Рис. 7

Явление Христа народу.

Иванов Александр Андреевич. Рис. 8

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару

Иванов Александр Андреевич. Рис. 9

Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора. 1824

Литература: М. В. Алпатов, А. А. Иванов. Жизнь и творчество, т. 1-2, М., 1956; его же, А. А. Иванов. Альбом, Л., 1983; М. М. Ракова, А. Иванов, М., 1960; М. Г. Неклюдова, А. А. Иванов, Л., 1966; Г. А. Загянская, Пейзажи А. Иванова, М., 1976; М. М. Алленов, А. А. Иванов, М., 1980; (его же), А. А. Иванов. (Альбом), Л., 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ИВАНОВ Александр Андреевич — ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58) — российский живописец. Сын А. И. Иванова. В 1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях ("Аполлон, Гиацинт и Кипарис", 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. Большой энциклопедический словарь
  2. Иванов Александр Андреевич — Знаменитый исторический живописец, род. в СПб., 16 июля 1806 г., одиннадцати лет от роду поступил "посторонним" учеником в Имп. академию худож. и воспитывался в ней с поддержкой от общества поощрения худож. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона