Мартос Иван Петрович

(1754-1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773-79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80-х гг. выступил как мастер мемориальной пластики, в которой сумел органично соединить гражданский пафос и идеальную возвышенность образов с достоверной передачей интимных переживаний. Для ранних произведений Мартоса (надгробия С. С. Волконской, ГТГ, и М. П. Собакиной, ГНИМА, — оба мрамор, 1782) характерны строгая композиция, искусное совмещение высокого и низкого рельефов, виртуозная моделировка форм. В дальнейшем Мартос часто уходил от барельефного принципа композиции, обособляя человеческие фигуры от скульптурного фона, разнообразил положение фигур скорбящих (надгробие Н. И. Панина, мрамор, 1788, Музей городской скульптуры, Ленинград). С начала 90-х гг. образный строй произведений Мартоса усложнялся и порой драматизировался (надгробие Е. С. Куракиной, мрамор, 1792, Музей городской скульптуры, Ленинград), а с начала 1800-х гг. суровая сдержанность героев в проявлении чувств, величавость их облика воплощали античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград, и Павла I, мрамор, гранит, 1807, Павловск; памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, 1804-18, Москва). Ноты ригоризма, некоторая мелочность в деталях свойственны последним монументальным работам Мартоса (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828-31, и Э. Ришелье в Одессе, бронза, гранит, 1823-28). Мартос известен и как мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя "Актеон" для фонтанов Петродворца, золочёная бронза, 1801; рельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне" на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804-07). Оказал большое влияние на формирование стиля русской скульптуры первой трети XIX в.

Мартос Иван Петрович

И. П. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза, латунь, гранит. 1804 — 1818.

Литература: Н. Коваленская, Мартос, М.-Л., 1938; И. М. Гофман, И. П. Мартос, Л., 1970.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Мартос Иван Петрович — (1754, Ичня Черниговской губернии — 1835, Петербург), скульптор. Учился в петербургской Академии художеств у Н.Ф. Жилле (1764—73), преподавал там же (с 1779, в 1782 получил звание академика, с 1814 ректор Академии художеств). Москва. Энциклопедический справочник
  2. Мартос Иван Петрович — Знамен. русский скульптор, род. около 1750 г. в Полтавской губ., принят в воспитанники Имп. акад. в первом году по ее учреждению (в 1761), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью и отправлен в Италию, в качестве пенсионера Акад. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. МАРТОС Иван Петрович — МАРТОС Иван Петрович (1754-1835) — российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. Большой энциклопедический словарь