Медальерное искусство

Искусство изготовления монет и медалей, область мелкой пластики, родственная глиптике. Для выполнения монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.), которые благодаря их относительной прочности и мягкой податливости при обработке позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. Медальерное искусство возникло в Лидии (Малая Азия) и Древней Греции с появлением монет (рубеж VIII-VII вв. до н. э.). Медальерное искусство подчинено основным стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для него характерны: устойчивость иконографических (см. Иконография) типов и композиционных приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную стандартную форму (главным образом в круг) и добиться органичного сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластических решений, способствующих облегчению восприятия смысла изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий.

В древности монеты исполнялись главным образом чеканкой с помощью штемпелей из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Реже, преимущественно при выполнении крупных монет, использовалось литьё в глиняных и гипсовых формах. Монеты архаической Греции (VII-VI вв. до н. э.) выполнялись из электра (сплава золота и серебра) и серебра, были небольшими и односторонними. Помещённые на них изображения голов или фигур животных отличались отточенным лаконизмом, тяготением к орнаментной стилизации. В классический период (V-IV вв. до н. э.) монеты укрупняются, на лицевой стороне (аверс) располагается профильное изображение головы божества, на оборотной (реверс) — многофигурные композиции на мифические темы. На монетах Сиракуз (конец V в. до н. э.) встречаются фасовые и трёхчетвертные изображения голов божеств. К числу шедевров древнегреческого медальерного искусства относятся монеты V-IV вв. до н. э., выпущенные городами Сицилии и Великой Греции (иногда подписанные именами резчиков — Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают совершенная простота композиции, классическая ясность и гармония изображений, виртуозная мягкость градаций рельефов и тщательность исполнения деталей. В эллинистический период (конец IV-I вв. до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты правителей, как идеализированные (монеты Александра Македонского), так и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и персидской династии Сасанидов (II в. до н. э. — VII в. н. э.), несущих идеализированный портрет царя, характерна вычурная орнаментная трактовка аксессуаров (одежды, короны). В Древнем Риме с III в. до н. э. чеканятся серебряные денарии с изображением головы Ромы (божества г. Рим) на лицевой стороне и всадников Диоскуров — на другой. Позже наряду с фигурами божеств на римских монетах появляются сложные мифические сцены, изображения статуй и храмов. В имперский период (I-V вв. н. э.) складывается тип монеты с изображением императора или членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотной стороне наряду с фигурами божеств и аллегориями встречаются сцены триумфов и жертвоприношений. Выполненные в невысоком рельефе погрудные профильные портреты императоров отличаются острой правдивостью, строгой отобранностью характерных черт и тщательностью моделировки форм, не уступая порой своими художественными качествами произведениям римской портретной станковой скульптуры. Намечающиеся в медальерном искусстве Древнего Рима с начала III в. н. э. черты схематизма и графической условности усиливаются на монетах Византии (несущих наряду с отвлечёнными портретами императоров христианские символы, а с VII в. — изображения Христа, богоматери и святых).

Средневековые монеты Западной Европы в целом свидетельствуют об упадке медальерного искусства. В IX-XII вв. получает распространение мелкая монета из серебра (денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и тому подобное, часто несущими отголоски позднеримских и византийских традиций. Тщательностью и изяществом выполнения выделяются денарии Чехии XII в. Появившиеся в Центральной Европе в конце XII — начале XIV вв. тонкие серебряные односторонние монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдического характера. Сложностью и графическим изяществом наивных плоскорельефных изображений и надписей выделяются некоторые германские брактеаты (с изображениями феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). В странах мусульманского Востока в средневековый период получают распространение серебряные монеты с изощрёнными каллиграфическими надписями, складывающимися в сплошные орнаментные композиции. В Китае, где в древности (с VIII в. до н. э.) бытовали литые медные монеты в виде модели реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в средневековый период распространяются круглые монеты с квадратным отверстием посередине и иероглифическими надписями.

На рубеже XIV-XV вв. в Италии в эпоху Возрождения возникает медаль, то есть памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портреты на лицевой стороне итальянских медалей, отражающие античные влияния, служат увековечению человеческой личности, что отвечает гуманистическим устремлениям эпохи. Эмблемы и аллегории на оборотной стороне комментируют портретное изображение. Лучшие итальянские медали отличаются строгой простотой композиции, мягкой обобщённостью пластической лепки, свободным пространственным расположением фигур, органически связанных с плоскостью. В XV-XVI вв. выделяются работы Пизанелло, Маттео де Пасти, Н. Фьорентино, С. Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини. Немецкие медали XVI в. складываются в своеобразную галерею портретов королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих непредвзятой правдивостью. Под влиянием Реформации на них часто помещаются религиозно-аллегорические композиции. Во Франции стиль Возрождения в медальерном искусстве представляют Э. де Лон и Ж. Пилон. В XVI-XVIII вв. в Западной Европе преобладающей монетой становится талер (крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и государственным гербом. Особое место занимают специальные выпуски монет (главным образом немецких) со сложными разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, сцен коронаций и тому подобное, а также с изображениями агитационного характера (антипапские монеты протестантских князей). В XVII-XVIII вв. монеты по своему облику часто приближаются к медали. В XVII в. достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпелерезного искусства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными особенностями французских медалей XVII в., нередко отмеченных чертами барокко, становятся пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов, ювелирная тщательность отделки деталей (работы Ж. Варена, Г. Дюпре, П. Ренье), немецких и польских медалей — тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным композициям (работы И. Хёна, С. Дадлера). В XVIII в., когда выпуск медалей становится государственной монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов монархов. Произведения медальерного искусства, приобретающие официальный характер, перегружаются пышными аллегориями, эмблематикой и тому подобным. Одновременно усиливаются функции медали как исторического памятника (исторические "медальерные серии" Ж. Можье, Ж. Дювивье во Франции, Ф. Г. Мюллера в Германии). В начале XIX в. воздействие ампира в медальерном искусстве выражается в поисках простых и строгих художественных средств (Б. Андриё, Н. Брене во Франции, Б. Пиструччи в Англии, X. Кристенсен в Дании). Отдельные мастера (П. Ж. Давид д'Анже во Франции) вносят в медальерное искусство черты романтизма. Художественная выразительность монет в XIX в. обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной машины, сделавшей возможным механическое копирование лепных моделей, расширяет художественные возможности мастеров медальерного искусства. На рубеже XIX-XX вв. ряд медальеров (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен, О. Роти во Франции, А. Шарф в Австрии) под воздействием импрессионизма использует эффекты мягкой и динамичной светотеневой лепки. В медальерном искусстве XX в, усиливаются пластические эксперименты. Всё большее число медальеров в целях обострения художественных образов обращается к живописным и фактурным исканиям, применяя контррельеф, углубленный контур, чернение и эмали, используют асимметрию композиции и тому подобное. В медальерное искусство проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Среди медальеров выделяются А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж. Адам во Франции, Д. Ледель в Бельгии, О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих в Чехословакии, Б. Ференци, М. Боршош, А. Киш Надь, Э. Лигети в Венгрии. Лучшим современным европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного образа. Русское медальерное искусство зарождается с появлением монет в Киевской Руси (X в.). Первые русские медали (рубеж XVII-XVIII вв.) посвящены военным победам Русского государства. Своего расцвета русское медальерное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX вв. в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А. А. Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим историческим событиям России, великим русским полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластической моделировки, совершенством технического исполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В конце XIX — начале XX вв. русское медальерное искусство, находившееся в ведении царского двора и всё более становившееся выразителем реакционных официальных идей, переживает упадок.

Советские медальеры 20-30-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить медальерное искусство, найти новый художественный язык, отвечающий духу эпохи. Их работам, посвященным событиям и героям Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, присущи простота композиции, известная "плакатность" пластического языка, стремление к документальной достоверности. Великая Отечественная война 1941-45 приостановила работу над созданием памятных медалей. С 50-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер (с 1955 — под руководством Художественного совета по памятным и юбилейным медалям при Министерстве культуры СССР). В 1971 проведена Первая Всесоюзная выставка медальерного искусства. Лучшим произведениям советского медальерного искусства (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных, Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре, А. А. Королюка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова, С. Л. Тульчинского, М. А. Шмакова и других) посвященным событиям истории КПСС и Советского государства, достижениям в коммунистическом строительстве и освоении космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры, присущи романтическая приподнятость образов, смелость и острота композиционных решений, выразительная обобщённость пластической лепки, многообразие технических приёмов и художественных манер.

Медальерное искусство

Никколо Фьорентино (Италия). Медаль в честь Дж. А. Торнабуони. Бронза. 2-я пол. 15 в. Реверс.

Медальерное искусство. Рис. 2

В. А. Рогайшис (СССР). Медаль в память 100-летия со дня основания 1-го Интернационала. Томпак. 1964. Аверс и реверс.

Медальерное искусство. Рис. 3

А. Киш Надь (ВНР). "Народ Дожа". Бронза. 1963.

Литература: В. П. Смирнов, Описание русских медалей, СПБ, 1908; (А. В. Шатэн), Советская мемориальная медаль 1917-1967. (Альбом), М., 1970; А. В. Косарева, Искусство медали, М., 1977; Е. С. Щукина, Медальерное искусство Западной Европы XV-XVII вв. Краткий путеводитель, Л., 1978; Babelon J., La mйdaille et les mйdailleurs, P., 1927; его же, Great coins and medals, L., 1959, Sutherland C. H. V., Art in coinage, L., 1955.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Медальерное искусство — Искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике (См. Глиптика). В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и другие)... Большая советская энциклопедия
  2. Медальерное искусство — Искусство гравирования штемпелей для чеканки монет и медалей, или лепки форм для их отливки. Последний способ приготовления монет употреблялся в древности только в Италии, в V-III в. до Р. Хр., а затем там же в XV-XVI в. по Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО — МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО — изготовление форм для отливки и штемпелей для чеканки монет и медалей. Большой энциклопедический словарь