Модерн

Стиль "модерн" (франц. moderne — новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "ар нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, "югендстиль" (Jugendstil) в Германии, "сецессион" (Sezession) в Австрии, "либерти" (Liberty) в Италии и др. "Модерн" сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества, роста национального самосознания различных европейских народов, обострения противоречий капитализма. Социальная природа "модерна" коренилась в осознанном ещё романтизмом конфликте между личностью и обществом, между художником и буржуа, в связи с чем в искусстве "модерна", с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой — искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества (например, в работах бельгийца Х. К. ван де Велде, основывавшегося на социалистической утопии У. Морриса). Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека — от архитектуры жилища до деталей костюма, ведущую роль представители "модерна" (несмотря на программный отказ от иерархии видов и жанров искусства) отдавали архитектуре как основе искомого ими синтеза искусств. Наиболее ярко "модерн" выразился в архитектуре частных домов — особняков, в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий, вокзалов, доходных домов. Принципиально новым в архитектуре "модерн" был отказ от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера. В "модерн" было невозможно разделение на конструктивные и декоративные элементы здания; декоративность "модерна" заключалась в эстетическом осмыслении архитектурной формы, порой заставляющим забыть о её утилитарном назначении. Определяющее значение в структуре здания имело построение внутреннего пространства, которое отражалось в ритмической и пластической организации внешних форм. Фасады зданий "модерна" обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих органичные природные явления (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф. О. Шехтеля в России); иногда они скупо и геометрически чётко выявляют составляющие здание объемы (постройки И. Хофмана, И. М. Ольбриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, зрелые работы Шехтеля). Некоторые архитекторы "модерна" предвосхищали функционализм, стремясь выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера и Хофмана в Австрии, П. Беренса в Германии, О. Перре во Франции).

В отличие от эклектизма XIX в., формально заимствовавшего отдельные детали исторических и национальных стилей, "модерн" путём стилизации органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей, в образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Одним из основных выразительных средств в искусстве "модерна" был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства "модерна". В интерьерах изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным. У мастеров венского "модерна" — Хофмана, Ольбриха, в работах шотландской группы "Четверо" во главе с Макинтошем строго геометрический орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Для "модерна" характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера "модерна". В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре — рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде). Для живописи "модерна" характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистичной осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. В произведениях П. Гогена и художников группы "Наби" во Франции, Г. Климта в Австрии, Ф. Кнопфа в Бельгии, Э. Мунка в Норвегии, в меньшей степени М. А. Врубеля, членов "Мира искусства" в России стилистика "модерна" часто используется для воплощения тем и мотивов, характерных для символизма. Скульптура "модерна" (бельгиец Ж. Минне, немец Г. Обрист) отличается динамикой и текучестью форм и силуэта. Особенно широкое распространение получил "модерн" в декоративно-прикладном искусстве, которому присущи те же черты, что и архитектуре и скульптуре, в том числе уподобление предметов и их отдельных деталей органическим формам (керамические и железные изделия Гауди; металлические ограды метро Э. Гимара, стеклянные изделия Э. Галле, украшения Р. Лалика во Франции; стеклянные сосуды Л. К. Тиффани в США, мебель ван де Велде). Тяготение к конструктивности, чистоте линий, лаконизму форм проявилось в мебели Макинтоша, Хофмана, И. А. Фомина. Развитие декоративного искусства "модерна" на раннем этапе отчасти было связано с попыткой возрождения художественно-ремесленных мастерских, которые утопически противо- поставлялись капиталистической индустрии (прообраз их — мастерские Морриса, 1861, и "Выставочное общество искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании; "Объединённые художественно-ремесленные мастерские", 1897, и "Немецкие мастерские художественных ремёсел", 1899, в Германии; мастерские в Абрамцеве, 1882, и Талашкине, около 1900, в России).

Большое развитие в "модерне" получила графика, ведущими представителями которой были англичанин О. Бёрдсли, немцы Т. Т. Хейне, Г. Фогелер, швейцарец Ф. Валлоттон, голландец Я. Тороп, норвежец Мунк; в России А. Н. Бенуа, К. А. Сомов; мастера афиши французы А. де Тулуз-Лотрек, Э. Грассе, чех А. Муха, австриец К. Мозер. Графика "модерна" была тесно связана с расцветом книжного дела и распространением художественных журналов, пропагандировавших идеи "модерна" ("Revue blanche", основан в 1891, Париж; "The Studio", основан в 1893, Лондон; "The Yellow Book", основан в 1894, Лондон; "Jugend", основан в 1896, Мюнхен; "Ver sacrum", основан в 1898, Вена; "Мир искусства").

Литература: Русская художественная культура конца XIX — начала XX в., кн. 2, 4, М., 1969-80; В. В. Кириллов, Архитектура русского модерна, М., 1979; Е. И. Кириченко, Модерн. К вопросу об истоках и типологии, сб.: Советское искусствознание '78, (в.) 1, М., 1979; Д. Сарабьянов, К определению стиля модерн, там же, (в.) 2, М., 1979; Schmutzler R., The art nouveau, L., 1978; Madsen S. T., Jugendstil, Mьnch., 1967; Hofstдtter H., Die Geschichte der europдishen Jugendstilmalerei, 3 Aufl., Kцln, 1969, Champigneulle B., L'art nouveau, P, 1972.

Модерн

Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 — 1906.

Модерн. Рис. 2

Ф. Ходлер. "День". 1898 — 1900. Художественный музей. Берн.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Модерн — (франц. moderne — новейший, современный) 1. Одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве (в том числе и в одежде), появившаяся в конце XIX — начале XX вв., противопоставляющего себя искусству прошлого. (Подробно см. Энциклопедия моды и одежды
  2. модерн — -а, м. 1. Направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого. В русской архитектуре модерн часто смешивался --- с декоративными элементами других стилей. Малый академический словарь
  3. модерн — Моде́рн/ и моде́рн, неизм. Морфемно-орфографический словарь
  4. Модерн — («Моде́рн»,) стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв. Большая советская энциклопедия
  5. модерн — орф. модерн, -а и неизм. Орфографический словарь Лопатина
  6. модерн — Стиль в архитектуре конца XIX — начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в... Москва. Энциклопедический справочник
  7. модерн — МОДЕРН moderne adj. 1. Современный, нынешний. Сей человек своим плавным, с натурой сходным рисунком всех превосходит живописцев модернов. 1776. М.И. Козловский. // Мастера иск. 6 99. Словарь галлицизмов русского языка
  8. модерн — модерн , неизм. Орфографический словарь. Одно Н или два?
  9. Модерн — Стиль, преобладавший в архитектуре и декоративном искусстве Европы с 1880-х годов до Первой мировой войны, который во Франции и Британии назывался «ар-нуво», в Германии «югендстиль», в Австрии «сецессион», в Италии «либерти»... Архитектурный словарь
  10. модерн — МОДЕРН [дэ], -а; м. [франц. moderne — новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала... Толковый словарь Кузнецова
  11. модерн — МОДЕРН [дэ]. 1. а, м. Направление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве конца 19 начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Толковый словарь Ожегова
  12. модерн — [дэ], в знач. неизмен. прил. [фр. moderne] (книжн.). Стиль в искусстве конца 19 и начала 20 в. Стиль модерн. Большой словарь иностранных слов
  13. модерн — МОД’ЕРН [дэ], в знач. неизм. прил. (·франц. moderne) (·книж. ). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 ·в.; см. модернизм). Стиль модерн. Мебель в стиле модерн. Толковый словарь Ушакова
  14. МОДЕРН — "МОДЕРН" (франц. moderne — новейший, современный) ("ар нуво", "югендстиль") — стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Большой энциклопедический словарь
  15. Модерн — (фр. moderne – новый, новейший, современный) течение в искусстве, главным образом в архитектуре и прикладных искусствах к. XIX – нач. XX вв., характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. Словарь по культурологии
  16. модерн — модерн I м. Направление в изобразительном и прикладном искусстве конца XIX — начала XX в., противопоставлявшее себя искусству прошлого и стремившееся к конструктивности, чистоте линий, лаконизму и целостности форм. II м. То, что современно и модно. Толковый словарь Ефремовой