Нагапетян Корюн Григорьевич

(16 марта 1926, Ленинакан — 25 июля 1999, Москва) — активный участник и лидер движения художников — нонконформистов, живописец, график, шрифтовик, иллюстратор книг и журналов, художник — конструктор, социолог, философ, публицист и общественный деятель.

Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.

Нагапетян родился в семье крестьянки и рабочего железнодорожника в селе Хацик под Ленинаканом. Работал в колхозе трактористом. После переезда в Москву в 1950 году прошел трудовой путь от простого рабочего до мастера цеха на заводе им. Лихачева, но увлечение живописью не оставлял.

Еще в Армении Нагапетян закончил Ленинаканскую художественной школу им. Меркурова С. Д., а после переезда в Москву получил специальность художника — конструктора в Московском художественно-промышленном институте им. Строганова С. Г., обучался в аспирантуре при ВНИИТЭ, паралелльно получил второе высшее образование по специальности «Социология и философия».

Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.

Свою творческую деятельность художник начал в 1952 году на Павелецком вокзале в Павильоне-музее «Траурный поезд В. И. Ленина», где проводил реставрацию исторического экспоната В 60-х годах во ВНИИТОРГМАШе на ВДНХ СССР под руководством Лучишкина С. А. принимал участие в оформлении многих советских и зарубежных выставок.

Нагапетян лично и в содружестве с инженерами машиностроителями разработал ряд художественно-конструкторских проектов отдельных машин и комплексов оборудования для отрасли торговли и общественного питания.

Большинство разработок выполненных Нагапетяном К. Г. во ВНИИТОРГМАШе реализовано в серийном производстве. Нагапетян. автор более тридцати изобретений и патентов в области промышленного дизайна.

Молодому художнику — конструктору покровительствовал С. А. Лучишкин, один из значительных живописцев «постфутуристического» поколения, театральный деятель.

Бывшего худрука и режиссера Театра малых форм московского Пролеткульта, члена правления Московской организации Союза художников Нагапетян считал своим учителем и наставником.

В 1970 году Нагапетян был приглашен на работу в качестве художника — конструктора на Ереванский завод «Наири». Параллельно преподавал техническую эстетику в Ереванском художественном институте, а после возвращения в Москву в 1971 году продолжил трудовую деятельность во ВНИИТОРГМАШе, недолго занимался преподавательской деятельностью в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова Г. В.

С 1976 года основное место работы художника — Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков. Он был в числе первых членов секции живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, решение о создании которой еще в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин.

Нагапетян иллюстрировал книжную продукцию, работал над уставом организации, избирался в худсовет и местком, организовывал выставочные процессы. В 1978 году создал и являлся бессменным руководителем художественной группы «20-ти московских художников».

Группа осуществляла свою деятельность практически как самостоятельная структурная единица вне рамках секции живописи Московского объединенного комитета профсоюза художников — графиков.

«Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов.

За полтора десятка лет существования «Двадцатки», ее выставки на Малой Грузинской 28 посетило более миллиона москвичей и гостей столицы.

Последняя выставка «Малая Грузинская 28», состоявшаяся в 1991 г. непосредственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США, явилась заключительным аккордом в московском движении художников — нонконформистов.

В последние годы своей жизни художник стал постепенно отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой. Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему».

В этой работе Нагапетян предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу — Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура.

О шрифтовой культуре Нагапетян мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нем исцеление и обрести чувство патриотизма.

Продолжая дело своего древнеармянского предшественника тезки Корюна, художник мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда -нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путем изменения начертания букв.

Нагапетян выступал на многих митингах, захлестнувших в 90-е годы прошлого столетия Россию. Выступал он и на знаменитых митингах в Лужниках с тех же трибун, где произносили свои речи Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров и много других демократов первой волны.

Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.

Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики. Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили Нагапетян К. Г. был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве.

13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьезную организацию московских армян — Комитет «Карабах». Комитет «Карабах» явился своеобразным катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций, которые в 2000 году Абрамяну А. А. удалось объединить в один мощный общественный орган «Союз армян России».

Всего год художник не дожил до этого события. В 1999 году он был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание геноцида армян Османской (Турецкой) республикой в 1915 г.

Похоронен на Армянском кладбище в Москве.

Нагапетян Корюн Григорьевич

Геноцид армян 1915 года. 1985 г.

Нагапетян Корюн Григорьевич. Рис. 2

Озеро Севан. 1980 г.На холсте следы от выстрела.

Нагапетян Корюн Григорьевич. Рис. 3

Самовар и виноград. 1983 г.

Нагапетян Корюн Григорьевич. Рис. 4

Сергиев Пасад. 1986 г.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me