Народность

Искусства, одно из основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и устремлениями трудящихся, выражение в искусстве идеалов, интересов и психологии народных масс. Не следует смешивать понятия народности и доступности искусства, которые отнюдь не идентичны. "Доступными" могут быть и антихудожественные, антинародные по своей сути произведения искусства (например, работы представителей салонного академизма второй половины XIX в., явления так называемой массовой культуры XX в.). Вместе с тем чертами подлинной народности порой обладают ярко новаторские по своей художественной форме произведения крупных мастеров, поднимающиеся над уровнем художественного сознания своих современников (например, живопись Рембрандта). Судьбы таких художников бывают трагичны, а их произведения становятся доступными лишь в последующие эпохи.

В процессе исторического развития народность искусства приобретала различные формы. Художественное творчество при первобытнообщинном строе ещё не обособилось в самостоятельную сферу деятельности и, будучи непосредственно "вплетено" в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества. Эта первоначальная форма народности искусства выступает как исходный пункт развития народного творчества. С развитием разделения труда и постепенным выделением профессионального искусства как особой формы духовной культуры — процессом, который завершается лишь в эпоху капитализма, формируются новые формы народность искусства. В античном обществе, в эпоху рабовладельческой демократии, народность искусства заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан классического города-полиса. При этом эксплуатируемый класс — рабы — остаётся вне пределов эстетического сознания общества. Народность искусства в средневековый феодальный период, особенно на ранних стадиях, имеет исходным пунктом эстетическое сознание крестьянской общины, а позднее — ремесленников-горожан. Она проявляется в характере интерпретации и деталях изображений на религиозные сюжеты.

На исходе эпохи Возрождения народное творчество впервые отчётливо расходится с "учёным" искусством, ориентированным на образованную верхушку общества, но концентрирующим в себе основные потенции художественного прогресса. Этот процесс нередко порождал стихийный народный протест против художественных завоеваний своей эпохи (движение Савонаролы в Италии, "иконоборцы" в Нидерландах и др.). Вместе с тем как в период Возрождения, так и в последующие эпохи народные творчество, непосредственно отражающее сознание и эстетические вкусы масс, составляет важнейший, определяющий пласт художественной культуры, который питает и профессиональное искусство. В произведениях великих мастеров Возрождения (Джотто, Мазаччо, Донателло, Я. ван Эйка, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Джорджоне) воплощаются общечеловеческие и общенародные идеалы. С формированием классовых отношений нового времени, ростом стихийных народных движений, наступлением феодальной реакции, сложением межнациональной монархий и первыми буржуазными революциями всё отчётливее проявляется социально-классовая природа искусства. Наряду с искусством, выражающим идеологию и эстетические взгляды господствующих классов (творчество ряда представителей академизма и барокко), формируется искусство, в котором в более или менее сознательной или бессознательной, прямой или опосредованной формах находят отражение общенародные, демократические художественные идеалы, жизнь и борьба народных масс, трагические социальные противоречия и конфликты эпохи. Народность искусства проявляется в разной степени и различной форме в творчестве Микеланджело, П. Брейгеля и А. Дюрера, работах Караваджо и его последователей, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса, Рембрандта и многих других. Вместе с тем по мере формирования буржуазных отношений и роста промышленного производства всё более отчётливо определяется различие между собственно народным искусством, приверженным к традициям художественным формам, и профессиональным искусством, претерпевающим сложную эволюцию в связи с бурным общественным развитием. В эпоху Просвещения и буржуазных революций в Европе многие художники, представители классицизма и романтизма, открыто выступают на стороне борющихся масс, выражают идеалы и интересы как так называемого третьего сословия, так и широких слоев народа, утверждают народные образы в качестве эстетического идеала (У. Хогарт в Англии, Ф. Гойя в Испании, Ж. Л. Давид, Э. Делакруа, О. Домье во Франции, П. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии, А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин в России и др.). Широкое демократическое движение эпохи буржуазных революций дало возможность впервые теоретически осмыслить связь искусства с жизнью народа, характером каждой нации, с освободительной борьбой народных масс. Основы теории народности искусства возникли в эстетике эпохи Просвещения (Дж. Вико, В. Гумбольдт и др.) и романтизма (В. Ваккенродер, А. Арним — в Германии, С. П. Шевырёв — в России). Представители романтической школы подчёркивали преимущественно патриарх, характер народного искусства, противопоставляя его как нечто бессознательное и естественное, профессиональному искусству. Более глубокое понимание народности искусства высказали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Стендаль, которые видели основу народности искусства в народной жизни и "духе" нации. Наиболее глубоко в домарксистской эстетике проблема народности искусства была разработана русскими революционерами-демократами (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), которые сумели связать идею народности искусства с освободительной борьбой народных масс. Анализ и критика противоречий капиталистической цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания народности искусства. К. Маркс и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали народные основы ряда художественных явлений (античная мифология, средневековая народная поэзия, творчество У. Шекспира), но и раскрыли причины антинародных явлений в искусстве буржуазного общества, показали, что путём преодоления этой проблемы является социалистическая революция. Теория народности искусства была поднята на высшую ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистической революции и начального этапа строительства социалистической культуры в СССР он раскрыл диалектику превращения искусства в общенародное достояние как один из центральных моментов культурной революции, подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего антагонистический разрыв между художественной культурой и миллионами трудящихся, совершается возвращение народу художественных ценностей. Этот процесс совершается не только путём приближения социалистического искусства к народу, но и благодаря повышению в результате культурной революции уровня художественного сознания широких масс трудящихся, которым становятся доступны многие великие явления художественной культуры. Народность искусства для В. И. Ленина — решающий критерий в вопросах как эстетической теории, так и художественной политики.

Начиная со второй половины XIX в., в эпоху обострения противоречий капиталистического общества, роста национально-освободительного и пролетарского революционного движений, в искусстве крепнут реалистические и социально-критические тенденции. В художественных произведениях представителей критического реализма находят отражение жизнь и борьба народных масс, многие художники, как непосредственно связанные, так и не связанные с революционным движением, обращаются к теме крестьянства и пролетариата (Г. Курбе во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель в Германии, М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, К. Пуркине в Чехии, А. Герымский в Польше и др.). Народность искусства находит яркое воплощение в многогранном творчестве передвижников в России (творчество В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова и др.). В эпоху общего кризиса капитализма возникают тенденции к уходу искусства от жизни в мир абстрактно-художественной фантазии, распространяются модернистские направления (см. Модернизм), провозглашаются идеи "элитарности" искусства и т. п. В этих условиях творчество многих художников, связанных с прогрессивными идеалами эпохи, с рабочим революционным движением, проникается подлинной народностью (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. К. Ороско в Мексике, Ф. Мазерель в Бельгии, В. ван Гог в Голландии и Франции и многие другие). В 30-е гг. установление фашистских режимов в ряде западноевропейских стран и события второй мировой войны 1939-45 вызвали укрепление в творчестве прогрессивных художников, в том числе антифашистов, народных начал. Зверства оккупантов, страдания и борьба народов находят отражение, подчас в условной, зашифрованной форме, в отдельных произведениях П. Пикассо, А. Фужерона во Франции, Р. Гуттузо в Италии, О. Дикса, X. Грундига в Германии, И. Чапека, Э. Филлы в Чехии, Дж. Андреевича-Куна в Сербии и др. Победа над фашизмом способствовала укреплению в искусстве демократического реалистического начала. С 50-х гг. прогрессивные демократические тенденции в мировом искусстве развиваются в борьбе как с неоавангардистскими течениями, так и с явлениями "Массовой культуры", антихудожественными и антинародными по своей сути. Буржуазная эстетика и искусствознание оказались неспособными указать пути преодоления противоречий эстетического и художественного сознания, порождённых антагонизмами классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства социалистической культуры, основывающегося на положении В. И. Ленина о том, "что искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" (К. Цеткин, Воспоминания о Ленине, М., 1959, с. 11). Это положение, определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается в практике художественного творчества на основе метода социалистического реализма, характеризующегося последовательным осущест- влением принципа народности искусства.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве. (C6.), 4 изд., т. 1-2, М., 1983. В. И. Ленин, О литературе и искусстве. (Сб.), 6 изд., М., 1979; А. Г. Егоров, Искусство и общественная жизнь, М., 1959: Искусство и народ. (Сб. ст.), М., 1966; А. К. Дремов, В. А. Попков, Народность искусства социалистического реализма, М., 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Народность — Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации (См. Нация). Начало формирования... Большая советская энциклопедия
  2. народность — -и, ж. 1. Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих... Малый академический словарь
  3. НАРОДНОСТЬ — НАРОДНОСТЬ — англ. nationality; нем. Volkerschaft. Исторически сложившаяся языковая, территориальная и культ, общность людей, предшествующая нации. Социологический словарь
  4. НАРОДНОСТЬ — Термин, применяемый для обозначения видов этнич. общностей людей, стадиально занимающих промежуточное положение между племенем (или союзом племен) и нацией; как тип этнической общности Н. считается характерной для рабовладельч. и феод. Советская историческая энциклопедия
  5. народность — Наро́д/н/ость/. Морфемно-орфографический словарь
  6. народность — орф. народность, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. Народность — 1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем (союзом племен) и нацией. Обладает общностью языка, общностью территории, хозяйственной и социально-культурной жизни. Исторически... Словарь социолингвистических терминов
  8. народность — 1. Форма этнической общности, иерархически расположенная между племенем или союзом племен и нацией, обладающая: 1) общностью языка; 2) общностью территории; 3) общностью хозяйственной и социально-культурной жизни. В научной литературе термин Н. используется с середины ХХ в. 2. То же, что и народ2. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  9. Народность — Этническая категория, более высокого ранга, чем племя, но меньшего, чем нация. Чаще всего понимается как синоним народа. Характерно наличие социальной структуры высокой сложности и, обычно, письменности, хотя тотальное распространение последней не обязательно. Физическая антропология
  10. народность — см. >> народ Словарь синонимов Абрамова
  11. народность — НАРОДНОСТЬ -и; ж. 1. к Народный. Н. массовых выступлений. 2. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся жизни и культуры. Малые народности Севера. Толковый словарь Кузнецова
  12. народность — Исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает на основе смешения племен и образования племенных союзов в период разложения первобытно – общинного строя. Этнографический словарь
  13. народность — Исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. в современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении н., народа и нации. Большой юридический словарь
  14. народность — НАРОДНОСТЬ, и, ж. 1. см. народный. 2. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Малые народности Севера. Толковый словарь Ожегова
  15. народность — НАР’ОДНОСТЬ, народности, ·жен. (·книж. ). 1. То же, что народ во 2 ·знач. «...В целом ряде случаев живущие по окраинам угнетенные народности имеют своих сородичей по ту сторону границы...» Ленин. «... Толковый словарь Ушакова
  16. НАРОДНОСТЬ — НАРОДНОСТЬ — исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации. Большой энциклопедический словарь
  17. народность — народность ж. 1. Этническая общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений, основанная на общности языка, территории и развивающейся экономической жизни и культуры. Толковый словарь Ефремовой
  18. народность — См. народ Толковый словарь Даля