Художественная энциклопедия

Натюрморт

Натюрморт
        (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии.         

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe l'oeil" (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы "Натюрморт" итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).         

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта - Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.).         

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.         

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).




В. Хеда. "Завтрак с ежевичным пирогом". 1631. Картинная галерея. Дрезден.




П. Сезанн. "Персики и груши". Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.




К. С. Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918. Русский музей. Ленинград.




И. И. Машков. "Снедь московская: хлебы". 1924. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., (1971); Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l'antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
| Ещё

См. также `Натюрморт` в других словарях
натюрморт
старуха, картина
Словарь русских синонимов
м. 1) Жанр в изобразительном искусстве (главным образом в живописи и графике), посвященный изображению крупным планом неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи и т.п. 2) Картина с таким изображением.
НАТЮРМОРТ (франц. nature morte - букв. - мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).
натюрморт
, м.
Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей (предметов, цветов, фруктов, снеди и т. д.), а также картина, рисунок с таким изображением.
Взялась за натюрморт — горящая свеча в медном подсвечнике возле раскрытой книги. Мне хотелось передать тишину одинокого чтения. Каверин, Перед зеркалом.
[франц. nature morte — буквально «мертвая природа»]
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР 1957—1984
натюрморт
НАТЮРМО́РТ -а; м. [франц. nature morte - мёртвая природа]. Жанр изобразительного искусства - изображение неодушевлённых предметов (вещей, цветов, фруктов, снеди и т.п.); произведение такого жанра. Написать н. Н. с фруктами и цветами. Н. Кузнецова. / Разг. О красиво расположенных предметах, продуктах. Ах, какой у вас н. на столе!
Натюрмо́ртный, -ая, -ое. Н. сюжет.
Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт Натюрморт `Толковый словарь Ожегова`
-а, м. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари. II прил. на-тюрмортный, -ая, ое.
натюрморта, м. (фр. nature morte - мертвая природа) (живоп.). 1. только ед. Изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т. п. (кроме пейзажа и человеческих трупов). Натюрморт - специальность этого художника. 2. Самая картина с таким изображением. Художник написал прекрасный натюрморт.
натюрморт натюрмо́рт Из франц. nature morte – то же. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс 1964—1973
Натюрморт
Это название одного из жанров живописи восходит к французскому словосочетанию nature morte, буквально означающему "мертвая природа".
натюрморт Заимств. в XIX в. из франц. яз., где nature morte «мертвая природа». Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа 2004
натюрморт
Французское – nature morte («мертвая природа»).
Слово «натюрморт» пришло в русский язык из французского в конце XIX в. Натюрморт – это термин, используемый в живописи и означающий «изображение группы предметов, таких как цветы, фрукты, рыба и тому подобное».
Производные: натюрмортный, натюрмортист.
Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> 2003
Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально —тихая или неподвижная жизнь)
жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра Н. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в Н. изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь,— рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иног...
— мертвая природа — жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.
Что еще интересного в `Художественная энциклопедия` ?
        (1896-1977), советский живописец. Народный художник Узбекской ССР (1964). Училась в московском Вхутеине (1921-27) у Р. Р. Фалька. В Ташкенте - с 1930. Автор жизнеутверж- дающих, декоративно-праздничных полотен ("Девушка с бубном", 1945, "Дети вступают в новую жизнь", 1962, - оба в Музее искусств Узбекской ССР, Ташкент), сыграла важную роль в развитии жанровой живописи Советского Узбекистана. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Со...
        (1895-1983), советский скульптор. Народный художник РСФСР (1967), член-корреспондент АХ СССР (1967). Учился в МУЖВЗ (1913-17) у С. М. Волнухина. Член АХРР (с 1926). Автор портретов Я. М. Свердлова (гипс, 1932, ГТГ) и В. И. Ленина (кованая медь, 1970, Министерство культуры СССР), памятника Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске (бронза, 1939, открыт в 1951), памятника Победы в Новгороде (открыт в 1974) и других, исполненных в строгой, обобщённой манере. Памятник героям-моряк...
        средневековый монастырский комплекс в Армянской ССР, в одноименном селе Алавердского района. Возведён в X-XIII вв. Грандиозный комплекс, обнесённый крепостной стеной, включает: главную церковь Ншана (967-991) со скульптурными изображениями ктиторов (лиц, на средства которых построен храм) на фасадах и росписями в интерьере (XIII-XIV вв.), церковь Григория (1005, перестроена в 1211) и Аствацацин (XII-XIII вв.), гавит (перестроен в 1209), гавит Амазаспа (1257), трапезная (XIII в.), книгохр...
        (от лат. rationalis - разумный), совокупность архитектурных направлений первой половины XX в.. программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием "современная архитектура". Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX в. (творчество Л. X. Салливена в США, Х. П. Берлаге в Нидерландах, А. Лоза в Австрии, мастеров Веркбунда в Германии, О. Лерре во Франции). Становлению рационализма в начале 20-х гг. во многом спос...
        (Raeburn) (1756-1823), шотландский живописец. Один из главных представителей шотландской национальной школы портретной живописи. Учился в Эдинбурге у Д. Мартина. С 1812 президент Общества художников в Эдинбурге. Создал галерею портретов шотландских дворян, деятелей культуры и людей из народа. В своих работах, отмеченных яркостью раскрытия характеров, романтической приподнятостью и мужественностью образов, неожиданной смелостью и монументальностью композиции, звучным колоритом, построенны...
        (от лат. rostrum - нос корабля), отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей. Были распространены в Древнем Риме и в период ампира, воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны (две ростральные колонны у здания Биржи в Ленинграде). Ростральная колонна у здания Биржи в Ленинграде. Архитектор Ж. Тома де Томон. 1806. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. По...
        (Sullivan) (1856-1924), американский архитектор и теоретик архитектуры. Представитель чикагской архитектурной школы. Один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX в. Учился в Массачусетсском институте технологии в Кембридже (1872) и в Школе изящных искусств в Париже (1874). Испытал воздействие Г. X. Ричардсона. Работал в архитектурной фирме "Фёрнесс и Хьюитт" (1873). В 1881-95 компаньон Д. Адлера в фирме "Адлер и Салливен". Высотным зданиям стремился придать художественн...
        (греч. stereobбtes), в античной архитектуре цоколь храма или колоннады. В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трех ступеней, верхняя из которых (или только её поверхность) называлась стилобатом. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)...
        (итал. tempera, от temperare - смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с маслом и лаком). Темпера, известная уже в Древнем Египте, в средние века стала основной техникой иконописи и станковой живописи, а иногда использовалась и для росписи зданий. Средневековые живописцы писали темперой на загрунтованных досках и покрывали крас...
        (Urbino), город в Центральной Италии, в исторической области Марке. Известен с IV в. до н. э. В XIII - начале XVI вв. во владении герцогов Монтефельтро. Живописно расположен на холмах, почти полностью сохранил средневековый облик. Выдающийся памятник ренессансной архитектуры - Палаццо Дукале (ныне Национальная галерея Марке; около 1470-1563, начат архитектором Л. Лаураной), сочетающий живописность планировки и черты укреплённого средневекового замка с гармоничной лёгкостью ренессансного...
        (1719-1774), русский архитектор. Учился в Школе математических и навигацких наук в Москве. Работал под руководством И. Ф. Мичурина (1733-41) и И. К. Коробова (1741-44). Крупный педагог, создатель первой в России архитектурной школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и др. Создал ряд проектов в стиле русского барокко середины XVIII в., со свойственным ему стремлением к пластическому богатству архитектурных форм: триумфальные Красные ворота (1753-57, не сохранились),...
        город в северо-западной Индии, у подножия Гималаев. Построен в основном в 1951-56 по проекту индийских и иностранных архитекторов во главе с Ле Корбюзье. Сочетает геометрическую систему транспортных магистралей с живописной планировкой озеленённых пешеходных дорог. Принципы современного градостроительства и архитектуры совмещены в Чандигархе с некоторыми традиционными приёмами индийского зодчества (применение ажурных солнцезащитных решёток "джали" и т. д.). (Источник: «Популярная художес...
        (Schluter) (около 1660 - 1714), немецкий скульптор и архитектор. Крупнейший представитель барокко в Германии. Повышенная выразительность, монументальная пластичность присущи как архитектурным работам Шлютера (внутренний двор и интерьеры Городского дворца в Берлине, 1698-1706; вилла Камеке в Берлине, 1711-12), так и его скульптурным произведениям (конный памятник Фридриху Вильгельму (так называемый Великий курфюрст) на Длинном мосту в Берлине, бронза, 1696-1703 (ныне во дворе дворца Шарло...
(hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен – 1666, Харлем), голландский живописец. Сын ткача. Учился в Харлемской академии у художника и теоретика искусства К. ван Мандера (1600—03). В 1610 г. вступил в гильдию Св. Луки. Прославился прежде всего как портретист. В портретной живописи Халса предстаёт образ Голландии героической эпохи, в которой после победы Нидерландской буржуазной революции (1566–1609) главными заказчиками картин стали не аристократы и церковь, а бюргеры (горожане), выходцы из н...
        Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) (1377-1446), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Один из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Работал во Флоренции. Автор конкурсного рельефа "Принесение в жертву Исаака" для дверей флорентийского баптистерия (1401, Национальный музей, Флоренция). Воздвигнутый Брунеллески восьмигранный величественный купол Флорентийского собора (1420-36) - первый крупный памятник ренессансного зодчества и достиже...