Назарейцы

(нем. Nazarener), прозвище группы немецких и австрийских художников, образовавших в 1809 в Вене "Союз св. Луки" ("Lukasbund"). Полуироничное наименование Назарейцев произошло от "алла назарена" — традиционного названия причёски с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введённой в моду Ф. Овербеком; намекая на пристрастие назарейцев к искусству немецкого Возрождения, это наименование указывало одновременно и на религиозные устремления членов "Союза" (первый "назареец" — Христос). С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных братств и художественных артелей. В соответствии с религиозно-патриархальными концепциями консервативного крыла немецкого романтизма назарейцы. выступили против религиозной "безнравственности" искусства позднего классицизма, стремились возродить духовность, свойственную искусству средневековья и Раннего Возрождения, утерянную, по их мнению, в художественной культуре нового времени. Однако избрав образцом для подражания в основном произведения Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы всё дальше отходили от жизненных наблюдений и довольно быстро впали в эпигонство, сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, наиболее ощутимые в коллективно исполненных фресках на библейские темы (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816-17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобождённого Иерусалима" Т. Тассо (росписи Казино Массимо в Риме, 1819-30). В 1820-30-е гг. большинство назарейцев вернулось на родину. Практическая деятельность назарейцев и особенно их теоретические высказывания оказали определенное воздействие на А. А. Иванова (в начальный период его работы над "Явлением Христа народу"), а во второй пол. XIX в. — на творчество прерафаэлитов в Великобритании и представителей неоидеализма в Германии.

Назарейцы

Ф. Овербек. "Братья продают Иосифа в рабство". Фреска из дома Бартольди в Риме. 1816 — 1817. Национальная галерея. Берлин.

Литература: Verbeck-Cardauns H., Die Lukasbrьder, Kempen, 1947; Andrews К., I Nazareni, Mil., (1967).

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Назарейцы — (нем. Nazarener, по легендарному месту рождения Христа — Назарету) ироническое название группировки немецких и австрийских художников «Союз святого Луки» (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 Н. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов... Большая советская энциклопедия
  2. назарейцы — орф. назарейцы, -ев, ед. -еец, -ейца, тв. -ейцем (объединение художников) Орфографический словарь Лопатина
  3. НАЗАРЕЙЦЫ — НАЗАРЕЙЦЫ (нем. Nazarener) — прозвище немецких и австрийских живописцев-романтиков (Ф. Овербек, П. Корнелиус и др.) — членов "Союза св. Луки" (1809). Живя в Риме, стремились воскресить средневековое религиозное искусство, подражали итальянским и немецким художникам Раннего Возрождения. Большой энциклопедический словарь