Неоклассицизм

Неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Термин "неоклассицизм" употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX вв., в отличие от классицизма XVII — первой половины XVIII вв. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие "вечные" эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия художественных произведений действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, "очищенных" от конкретно-исторического содержания.

В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля "модерн". В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные "модерном", и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского "модерна" (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью. Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры второй половины 30-х — начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.

В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.

В изобразительном искусстве термин "неоклассицизм" охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины XIX в.), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления "хаоса" действительности. Для неоклассицизма конца XIX — начала XX вв., распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой "модерна". Термин "неоклассицизм" в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца XIX — первой половины XX вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А. Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: "новая вещественность" в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, "неоэнгризм" П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных напыщенно- патетических образов, воплощавших культ силы и "сверхчеловека" (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

Неоклассицизм

А. Фейербах. "Медея". 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.

Неоклассицизм. Рис. 2

С. У. Соловьев. Здание Высших женских курсов на Малой Пироговской улице в Москве. 1913.

Литература: ВИА, т. 11, М., 1973; А. Н. Бенуа, Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: А. Бенуа размышляет..., М., (1968); Е. А. Борисова, Неоклассицизм, в кн.: Е. А. Борисова, Т. П. Каждан, Русская архитектура конца XIX — начала XX в., М., 1971; Л. Рейнгардт, "Новая вещественность" и риджионализм, в сб.: Модернизм, 3 изд., М., 1980.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Неоклассицизм — Неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 — 20 вв. Большая советская энциклопедия
  2. Неоклассицизм — Одно из направлений в музыке 20 в., представители к-рого стремились к возрождению стилистич. черт музыки раннеклассич. и доклассич. периода. Наибольшего развития достигло в период между двумя мировыми войнами. В 1920... Музыкальная энциклопедия
  3. неоклассицизм — Нео/класс/иц/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  4. неоклассицизм — орф. неоклассицизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. неоклассицизм — Стилевое направление в архитектуре XX в. Возникший в недрах стиля модерн, неоклассицизм был одной из попыток найти «большой стиль» эпохи. Москва. Энциклопедический справочник
  6. Неоклассицизм — НЕОКЛАССИЦИЗМ — неопределенный термин, употребляемый для обозначения течений в новой и новейшей литературе, связываемых с возрождением стремлений и приемов классицизма (см.). Словарь литературных терминов
  7. Неоклассицизм — В западном искусствознании название направления, сложившегося в конце XVIII в. в рамках, классицизма, обратившегося к более точной археологической интерпретации античной, в основном, древнегреческой архитектуры. Архитектурный словарь
  8. НЕОКЛАССИЦИЗМ — НЕОКЛАССИЦИЗМ (франц. neo-classicisme) — общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие "неоидеалисты" — живописцы Х. Маре... Большой энциклопедический словарь
  9. Неоклассицизм — (др. назв. – неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 — нач. 20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. Словарь по культурологии
  10. НЕОКЛАССИЦИЗМ — Современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной трудами Адама Смита и Давида Рикардо. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маргинальности, всеобщего равновесия. Экономический словарь терминов
  11. неоклассицизм — неоклассицизм м. Общее название различных течений в искусстве второй половины XIX — XX вв., творческая практика которых основывалась на стилизации внешних форм искусства античности, эпохи Возрождения и классицизма. Толковый словарь Ефремовой