Офорт

(от франц. eau-forte — "крепкая водка", то есть азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. На отполированную цинковую (или медную) пластину ("доску") наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла. Помещая цинковую пластину в азотную кислоту, медную — в раствор хлорного железа, протравливают освобождённые от лака места; при этом образуются углублённые печатающие элементы. Углубления заполняют краской, покрывают увлажнённой бумагой и затем получают оттиск на металлографии, станке. Для достижения желаемой градации тонов травление можно повторить, вновь покрывая лаком места, соответствующие светлым участкам изображения. В широком смысле в понятие "офорт" часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, лавис, мягкий лак. Офорт часто сочетается с "сухой иглой" и резцовой гравюрой. Для офорта характерны живописность и эмоциональность манеры, свобода штриха, тонкость светотени. Первые известные офорты были выполнены в начале XVI в. Д. Хопфером и А. Дюрером в Германии, У. Графом в Швейцарии. В XVI в. для офорт а использовались железные, в XVII-XVIII вв. — главным образом медные доски, а в XIX в. -цинковые пластины, более простые в обработке.

Расцвет искусства офорта относится к XVII в. Во Франции лотаринжец Ж. Калло, одним из первых применивший повторное травление, в своих виртуозных по исполнению офортах создал образы, в которых драматизм и острая жизненная правда сочетаются с гротеском. В Голландии искусство Рембрандта во многом предопределило творчество последующих мастеров офорта. Соединяя динамичный штрих, сочные или едва заметные линии "сухой иглы", повторное травление, Рембрандт достигал тончайших, изысканных эффектов светотени, богатства психологических характеристик. Одновременно с Рембрандтом в Голландии работали такие значительные офортисты, как Х. Сегерс, А. ван Остаде, П. Поттер, Я. ван Рeйсдал, Н. Берхем. Во Фландрии в XVII в. выделялись офорты А. ван Дейка, в Италии — Г. Рени, Дж. Б. Кастильоне, в Испании — Х. Риберы. В России первый датированный офорт был выполнен в 1665 С. Ушаковым. Известен офорт, выполненный в 1698 Петром I; в этой технике работали А. Ф. Зубов, Е. П. Чемесов, тонким мастером офорта был архитектор В. И. Баженов. С середины XVIII в. обозначились 2 линии развития офорта: творческий и репродукционный офорт. Блестящими мастерами творческого офорта были Дж. Б. Тьеполо, Каналетто и Дж. Б. Пиранези в Италии, А. Ватто, Ф. Буше и Ж. О. Фрагонар во Франции, У. Хогарт в Великобритании. К XVIII в. относится распространение цветного офорта. На рубеже XVIII и XIX в. испанец Ф. Гойя, сочетая офорт с акватинтой, создавал графические циклы, полные живописной выразительности, остроэмоционального и социально- драматического звучания. В XIX — начале XX в. как офортисты плодотворно работали Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи, Э. Мане, К. Писсарро, Т. Стейнлен во Франции, А. Менцель, Л. Коринт в Германии, А. Цорн в Швеции, Я. Б. Йонгкинд в Голландии, Дж. М. Уистлер в США, И. И. Шишкин, В. В. Матэ, В. А. Серов в России. В XX в. новыми чертами офорта становятся подчёркнутая напряжённость линий, выявление фактуры доски; к офорту обращаются П. Пикассо во Франции, Ф. Брэнгвин в Великобритании, К. Кольвиц в Германии, Дж. Моранди в Италии. Советские мастера — И. А. Фомин, И. И. Нивинский, А. И. Кравченко, Г. С. Верейский, Д. И. Митрохин, Д. С. Бисти, Г. Ф. Захаров (РСФСР), М. Г. Дерегус, Ю. А. Ващенко (УССР), Р. М. Гибавичюс (Литовская ССР), Э. Окас, А. Кютт, В. Толли (Эстонская ССР) — используют офорт для создания островыразительных, эмоциональных образов современности.

Офорт

Рембрандт. "Слепой Товий". 1651.

Офорт. Рис. 2

И. И. Нивинский. Фронтиспис к книге И. В. Гёте "Римские элегии". Цветной офорт. 1933.

Литература: П. Е. Корнилов, Офорт в России XVII-XX вв., М., 1953; Б. Р. Виппер, Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; В. М. Звонцов, В. И. Шистко, Офорт, (М., 1971); Terrapon M., L'eau-forte, Gen., 1975.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Офорт — (от франц. eau-forte — азотная кислота) вид гравюры (См. Гравюра) на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала... Большая советская энциклопедия
  2. офорт — -а, м. Вид гравюры на металле, в котором углубленные элементы изображения получаются путем травления металла кислотами, а также оттиск с такой гравюры. Маковский в то время как раз увлекался офортом и с гравюрой был знаком. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи. [От франц. eau-forte — азотная кислота] Малый академический словарь
  3. офорт — Офо́рт/. Морфемно-орфографический словарь
  4. офорт — орф. офорт, -а Орфографический словарь Лопатина
  5. офорт — ОФОРТ а, м. eau forte f. азотная кислота. 1. Специальная кислота, применяемая при гравировании. Лучинский 1879. 2. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  6. офорт — Разновидность углубленной гравюры на металле. Рисунок наносится процарапыванием гравюрного грунта иглой, с последующим травлением поверхности, незащищенной лаком. Толковый словарь по полиграфии
  7. офорт — ОФОРТ -а; м. [от франц. eau-forte — азотная кислота] Гравюра на металле с рисунком, протравленным кислотой; оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. ◁ Офортный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  8. офорт — Офорта, м. [фр. eau forte – букв. азотная кислота] (искус.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Большой словарь иностранных слов
  9. офорт — ОФ’ОРТ, офорта, ·муж. (·франц. eau forte — ·букв. азотная кислота) (иск.). Гравюра на меди или цинке, изготовляемая путем протравливания кислотами рисунка, нанесенного на покрытую лаком поверхность металла. Толковый словарь Ушакова
  10. ОФОРТ — ОФОРТ (от франц. eau-forte — азотная кислота) — вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой... Большой энциклопедический словарь
  11. Офорт — (фр. eau-forte – азотная кислота) – вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные листы протравливают кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. Словарь по культурологии
  12. офорт — офорт м. 1. Способ углубленного гравирования на металлической доске при помощи травления кислотами. 2. Гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотами. || Типографский оттиск такой гравюры. Толковый словарь Ефремовой
  13. офорт — офо́рт офорти́ст. Из франц. eau-forte "азотная кислота". Названо по жидкости, применяемой при создании офортов. см. Ушаков 2, 1022. Этимологический словарь Макса Фасмера
  14. офорт — ОФОРТ, а, м. Гравюра на металлической пластине с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Выставка офортов. | прил. офортный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  15. Офорт — См. Гравирование. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона