Реставрация

(от позднелат. restauratio — восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и др.). В отличие от ремонта, работы по реставрации памятников архитектуры основаны на результатах их всестороннего научного исследования и проводятся, как правило, специальными методами, отличными от практики современного строительства. Отдельные попытки реставрации предпринимались уже в античности, но вполне осознанный характер она получила только на рубеже XVIII-XIX вв. На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения. Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания. Эрудиция и личная одарённость позволили ему в ряде реставраций добиться удовлетворительных результатов (реставрация собора в Амьене, 1845), но некоторые его концепции (необходимость воссоздания стилистически цельного облика здания, допустимость замены и переделки любых частей здания, если они нарушают единство его стиля и т. п.) способствовали широкому распространению в середине — второй половине XIX в. так называемых стилистических реставраций, часто приводивших к искажению или утратам подлинных частей памятников архитектуры. Научная теория реставрации, исходящая из приоритета документальной подлинности памятников, сложилась в конце XIX — XX вв. в высказываниях и практической деятельности Н. Баланоса в Греции, К. Бойто, Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, П. П. Покрышкина, И. Э. Грабаря в России и др. В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика. Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника — натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.). Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости — лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов. Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике. Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов.

Целью реставрации произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства обычно является их укрепление и раскрытие от искажающих наслоений. Как и реставрация памятников архитектуры, она базируется на тщательном предварительном исследовании материалов, технологии создания причин и видов разрушения объектов реставрации (с помощью спектрального, хроматографического микрокристаллического и других анализов, рентгенографирования, макро и микрофотографирования, обследования в инфракрасных лучах и т. д.), на глубоком изучении истории искусства и материальной культуры. В процессе реставрации проводится структурное укрепление произведения путём применения родственных (например, известковая вода для монументальной живописи, животные клеи для грунта икон и масляной живописи, для красочного слоя клеевой живописи) или специальных синтетических материалов, исправляются их деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы (потемневшие лаки и олифа произведения живописи, рыхлая патина изделий из медных сплавов и др.). частично или полностью удаляются позднейшие дополнения к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства. В живописи дополнения сохраняются, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей произведения; если поздние живописные слои имеют собственную историческую или художественную ценность, их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Произвольная реконструкция утраченных элементов изобразительного и декоративно-прикладного искусства недопустима, как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений.

В СССР реставрация памятников истории и культуры осуществляется силами и под контролем государственных учреждений. Уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). Проведённые в первое десятилетие Советской власти реставрация памятников Московского Кремля, Ярославля, Ленинграда получили общее признание в СССР и за рубежом. Особенно большой размах реставрационные работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941-45, когда реставрации подверглись многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ленинграде, Москве, в других городах СССР. С учётом огромного историко-художественного значения дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда (в Павловске, Петродворце, Пушкине), особенно пострадавших в период фашистской оккупации, была проведена их целостная реставрация под руководством архитекторов — градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник. В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.). Ныне в СССР существует широкая сеть республиканских, областных, городских реставрационных мастерских, созданы объединения — "Росреставрация" и "Союзреставрация", Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации (ВНИИР), собственные реставрационные мастерские и отделы имеются при многих художественных и исторических музеях, в крупных библиотеках и государственных архивах. Значительные реставрационные работы проведены советскими специалистами: архитекторами В. С. Баниге, П. Д. Барановским, А. Д. Варгановым, Л. А. Давидом, Б. Н. Засыпкиным, П. Н. Максимовым, Д. П. Суховым, А. В. Столетовым, Н. Н. Соболевым и др.; в области живописи — В. О. Кириковым, П. Д. и А. Д. Кориными, Е. И. и Н. И. Брягиными, В. Е. и Д. Е. Брягиными, С. С. Чураковым, В. В. Филатовым, С. С. Голушкиным, С. В. Ямщиковым и др.; в области скульптуры — М. А. Александровским, И. В. Крестовским, В. Л. Симоновым и др.; в области графики — В. Н. Крыловой, Ю. П. Нюкша и др.; в области декоративно-прикладного искусства — Т. Н. Александровой-Дольник, Ф. Я. Мишуковой и др.

Реставрация

Большой дворец и Большой каскад в Петродворце. Первая половина 18 в. (до и после реставрации).

Реставрация. Рис. 2

Г. Островский. Портрет А. С. Лермонтовой (1776): вверху — рентгенограмма портрета до реставрации; внизу — портрет после реставрации.

Литература: В. В. Филатов, Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; И. Э. Грабарь, О древнерусском искусстве, М., 1966; Е. В. Михайловский, Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; А. В. Ополовников, Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры, под ред. Е. В. Михайловского, М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи, М., 1977; Консервация и реставрация памятников и исторических зданий, пер. с франц., М., 1978; Восстановление памятников культуры. (Сб. ст., под ред. Д. С. Лихачева), М., 1981; Giovannoni G., Il restauro dei monumenti, Roma, (1946); Lйon P., La vie des monuments franзais. Destruction. Restauration, P., 1951; Plenderleith H. J., The conservation of antiquites and works of art, L.-N. Y., 1956; Marijnissen R. H., Degradation, conservation et restauration de l'oeuvre d'art, v. 1-2, Brux., 1967; Sanpaolesi P., Discorso sulla metodologia geneiale del restauro dei monumenti, Firenze, 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Реставрация — I Реставра́ция (от позднелат. restauratio — восстановление) восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (архитектурные памятники, произведения искусства, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т. д.). Большая советская энциклопедия
  2. реставрация — -и, ж. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). [Архитектор] был вызван для реставрации кладбищенской церкви. Чехов, Старость. Малый академический словарь
  3. РЕСТАВРАЦИЯ — РЕСТАВРАЦИЯ (от лат. restauratio — восстановление) — англ. restauration; нем. Restauration. 1. Восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или переделок. Социологический словарь
  4. реставрация — Реставр/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  5. реставрация — орф. реставрация, -и; но: Реставрация, -и (в Англии XVII в., во Франции XIX в.) Орфографический словарь Лопатина
  6. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ и, ж. restauration f., нем. Restoration <�лат. restauratio восстановление. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. попорченного, обветшалого (преимущественно произведений искусства). БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  7. реставрация — Заимств. во второй половине XIX в. из нем. яз., где Restauration < лат. restauratio, суф. производного от restaurare «восстанавливать». Этимологический словарь Шанского
  8. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ, и, ж. 1. Восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде. 2. Восстановление прежнего свергнутого политического строя (книжн.). | прил. реставрационный, ая, ое (к 1 знач.). Реставрационные работы. Толковый словарь Ожегова
  9. реставрация — РЕСТАВР’АЦИЯ, реставрации, ·жен. (·лат. restauratio). 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. Толковый словарь Ушакова
  10. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ -и; ж. [лат. restauratio] 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). Р. собора, картин. Начать реставрацию жилого дома. Толковый словарь Кузнецова
  11. реставрация — См. ресторация Толковый словарь Даля
  12. реставрация — Реставрации, ж. [латин. restauratio]. 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Большой словарь иностранных слов
  13. РЕСТАВРАЦИЯ — РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелат. restauratio — восстановление) — восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (напр., архитектурных памятников, произведений искусства). Большой энциклопедический словарь
  14. РЕСТАВРАЦИЯ — Восстановление в первоначальном виде: 1) произведений искусства, пострадавших от времени; 2) общественно-политического строя или правящей династии. Экономический словарь терминов
  15. реставрация — 1. реставрация ж. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшавшего или разрушенного (обычно произведений и памятников искусства). 2. перен. Восстановление свергнутого общественно-политического строя или правившей ранее династии. Толковый словарь Ефремовой
  16. реставрация — реставра́ция Через польск. restauracja или нем. Restauration из лат. restaurātiō. Этимологический словарь Макса Фасмера