Рим (столица)

Рума (Roma), столица Италии. Расположена на р. Тибр, в исторической области Лацио. Один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название "вечного города". В границах Рима находится Ватикан. По античному преданию, основан в 754/753 до н. э. Получил название по имени одного из мифологических основателей города — Ромула. Античный Рим — столица Рима Древнего, крупнейший город древности. С 756 столица Папской области. Переживал наибольший культурный расцвет в эпохи Возрождения и барокко. Почти трехтысячелетняя история Рима сформировала его неповторимый архитектурный облик. В своеобразии Рима важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие величественных античных руин, парадных дворцов, храмов и архитектурных ансамблей различных эпох, многообразие площадей с фонтанами, монументами и декоративной скульптурой. Границы центральной части современного города совпадают с древнеримской стеной Аврелиана (272, сохранилась частично), а многие улицы — с древнеримскими дорогами. Сложившись на холмах Капитолий и Палатин, древнеримский город распространился на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринап), низину до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на его правый берег (современный район Трастевере). Его общественными центрами являлись Капитолий и ансамбли Римского форума (с VI в. до н. э.; включает храмы Кастора и Поллукса, с 484 до н. э., Антонина и Фаустины, 141, базилику Максенция, или Константина, около 315, триумфальные арки Тита, 81, и Септимия Севера, 203) и императорских форумов: Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска; с колонной Траяна). Важнейшие античные памятники вне форумов: храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (I в. до н. э.), Венеры и Ромы (135-307), Пантеон; мавзолеи Цецилия Метелла, Еврисака (оба — середина I в. до н. э.), Цестия ("пирамида Цестия"; 12 до н. э.), Адриана (135-140; в средние века превращён в замок Сант-Анджело); театр Марцелла (44 до н. э. — 13 н. э.), Колизей; термы Каракаллы (206-17) и Диоклетиана (ныне Национальный римский музей; 306); триумфальная колонна Марка Аврелия (176-193), триумфальная арка Константина (315); мост Адриана (Сант-Анджело; 136), акведук Клавдия (38-52 н. э.) и др.; дорога Виа Аппиа (312 до н. э.). На Палатине расположены руины дома Ливии (конец I в. до н. э.), дворца Флавиев (I в.) и др.

В VI-IX вв. территория города сокращалась, античные памятники разрушались. Разобщёнными центрами средневекового Рима были Капитолий, где находилось городское управление, и резиденции епископа (а затем и римского папы) Латеран и Ватикан. Жилые средневековые кварталы были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христианских базилик и обжитых античных зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами. Среди раннехристианских памятников Рима: катакомбы Сан-Себастьяно (крипта — I-II вв.), Домициллы (I-IV вв.), Калликста (II-III вв.); базилики (перестраивались вплоть до XVIII в.) Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори ле Мура (330; мозаика — VI в.), Санта-Мария Маджоре (третья четверть IV в.; мозаика — V и XIII вв.), Санти-Джованни э Паоло (около 400; фрески — XII в.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки VIII и XII вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140; на месте церкви IV в.; мозаика — П. Каваллини), Санта-Мария ин Арачели (перестройка 1250); центрические церкви Санта-Костанца (IV в.; мозаика — IV-V вв.), Сан-Клементе (двухъярусная; нижняя церковь — IV в.), Сан-Стефано Ротондо, Санта-Мария Антикуа (фрески — VI-VIII вв.) — обе VI в. Из немногочисленных готических построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва (с 1280; фасад — 1453).

С начала XVI в. Рим украшался зданиями и ансамблями, призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Римма. Ренессансное строительство началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к площади Пьяцца Навона и Капитолию. В Ватикане был возведён грандиозный собор св. Петра (1506-1614, архитекторы Д. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Дж. Виньола, К. Мадерна и др.), купол которого стал главным архитектурным акцентом в панораме Рима. Деловой центр ренессансного Рима находился в районе моста Сант-Анджело, где в 1540-х гг. была намечена первая трехлучевая композиция улиц, расходящихся от площади Сан-Чельсо. Среди построек эпохи Возрождения: палаццо Венеция (с 1452, очевидно, по планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (1485-1511, архитектор А. Бреньо, с 1499 — Браманте), Фарнезе (1513-34, архитектор А. да Сангалло Младший, с 1546 — архитектор Микеланджело), Видони-Каффарелли (около 1515-20, архитектор Рафаэль); виллы Фарнезина (1509-11, архитектор Б. Перуцци; фрески Рафаэля, Джулио Романо и др.), Мадама (с 1517, архитекторы Рафаэль, А. да Сангалло Младший); церкви Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е гг., архитектор Б. Понтелли; во дворе — Темпьетто, 1502, архитектор Браманте), Санта-Мария делла Паче (1480-е гг., архитектор Понтелли; двор — 1500-04, архитектор Браманте; фасад — 1656, архитектор Пьетро да Кортона), Санта-Мария дель Анима (начало XVI в., архитекторы Дж. да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи (1509, проект Рафаэля). Со второй четверти XVI в. в некоторых зданиях появились черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, 1536, архитектор Перуцци; вилла Джулия, ныне музей, 1550-55, архитекторы Виньола, Б. Амманати, Дж. Вазари). Приёмы, предвосхищающие градостроительство XVII-XVIII вв., характерны для созданного Микеланджело близ Римского форума ансамбля площади Капитолия, нового светского центра города, в котором проявилось стремление подчеркнуть связь папской столицы с античным Римом (с 1546; включает перестроенные Микеланджело Палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, а также античную конную статую Марка Аврелия, бронза). При Сиксте V (1585-90) проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехристианские базилики и связавшие районы город в единую систему. К важнейшим ансамблям барокко относятся Пьяцца дель Пополо (XVI-XVII вв.; завершена в 1816-20, архитектор Дж. Валадье) с древнеегипетским обелиском в точке схода трехлучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро; 1657-63, архитектор Л. Бернини), Пьяцца Навона (XVII в.), Пьяцца ди Спанья (площадь Испании; лестница — 1725, архитекторы А. Спекки и Ф. де Санктис). Среди памятников барочного зодчества: палаццо Квиринале (с 1574, архитекторы Ф. Понцио, Мадерна, Бернини и др.), Латерано (1586-90, архитектор Д. Фонтана), Боргезе (1590-1615, архитекторы М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (1625-63, архитекторы Мадерна, Ф. Борромини, Бернини), Фальконьери (1639-41, архитектор Борромини), Дориа-Памфили (ныне картинная галерея; XVII-XVIII вв., архитекторы А. дель Гранде и др.); виллы Боргезе (ныне музей; начало XVII в.) и др.; церкви Иль Джезу (1568-84, архитектор Виньола; фасад -1575, архитектор Дж. Делла Порта), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88; фасад — 1589, архитектор Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, архитекторы Оливьери, Мадерна, К. Райнальди), Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-67) и Сант-Иво алла Сапиенца (1642-60; обе — архитектор Борромини), Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58, архитектор Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространственные акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Рима (во многом определившей и облик центра современного города) зрелищную увлекательность.

С превращением в 1871 Рима в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным; застраивались преимущественно доходными домами район Прати у Ватикана, восточный и юго-восточный районы. Большинство римских вилл оказалось включённым в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с генеральным планом 1873 были проложены новые артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виа Национале), строились многочисленные здания и ансамбли помпезно-эклектического характера (памятник Виктору Эммануилу II, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, скульпторы А. Дзанелли и Э. Кьярадия). Общественный центр Рима переместился на Пьяцца Колонна.

В 30-х гг. была предпринята попытка вернуть Риму "имперское величие": сооружён комплекс несостоявшейся Всемирной выставки (район Всемирной выставки, ЭУР, с 1937, архитекторы М. Пьячентини и др.), проложены новые магистрали (Виа деи Фори Империали, Виа ди Кончилиационе), в связи с чем сносились ценные исторические кварталы (район Борго). Постройки 30-х гг. решены в стиле неоклассицизма (спорткомплекс Форо Италико, 1928-34, архитекторы М. Пьячентини, Дж. Пагано и др.). После второй мировой войны 1939-45 территория города быстро разрастается во всех направлениях. Построенная к Олимпийским играм 1960 магистраль Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с районом ЭУР, а также восточный и южный отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в 2 уровнях частично облегчили решения транспортных проблем. районы старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии; здесь возводятся лишь отдельные сооружения, нередко органически связанные с историческим окружением (вокзал Термини, 1938-50, архитекторы Ф. Маццони, Э. Монтуори и др.; посольство Великобритании, 1970, архитектор Б. Спенс). Выделяются постройки архитектора и инженера П. Л. Нерви: Дворец спорта (1958-60, совместно с архитектором М. Пьячентини), Олимпийский городок (окончен в 1960) с Палаццетто (Малый дворец спорта; 1957, совместно с архитектором А. Вителлоцци) и стадионом Фламинио (1959, совместно с инженером А. Нерви). Новое строительство развивается главным образом на периферии. район ЭУР превратился в 60-70-х гг. в крупный деловой центр Рима, растущий далее на юго-запад. Многие жилые районы Рима плохо связаны с центром и основными местами приложения труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по генеральному плану 1964) "оси обслуживания", то есть системы касательных к городу магистралей, соединяющих с ЭУР 2 новых общественных центра, намеченных в районах Ченточелла и Пьетралата. Музеи: Ватиканские музеи (см. Ватикан), Капитолийские музеи, Латеранские музеи, Национальный римский музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Музей и галерея Боргезе, Национальная галерея современного искусства, Национальный музей народных искусств и традиций, Национальный кабинет гравюр, Галерея Дориа-Памфили, Галерея Колонна, Галерея Паллавиччини и др.

Литература: Н. П. Врунов, Рим. Архитектура эпохи барокко, М., (1937); Insolera I., Roma moderna, Un secolo di storia urbanistica, Torino, 1962; (Villavecchia R.), Rome, Gen., 1963 (The Nagel travel guide series).

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me