Романтизм

(франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половины XIX вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, казавшегося незыблемым миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Великой французской революции, отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, жертвой которых становилась человеческая индивидуальность, пессимис- тический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" сочетались в романтизме со стремлением к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. Острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". Своего рода самозащитой от нарастающего нивелирования личности стал присущий романтизму глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. Проникая в глубины духовной жизни человека, литература и искусство романтизма одновременно переносили это острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого на судьбы наций и народов, на саму историческую действительность. Громадные социальные сдвиги, совершившиеся на глазах романтиков, сделали наглядно-зримым поступательный ход истории. В своих лучших произведениях романтизм поднимается до создания символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.

Романтизм стал первым художественным направлением, в котором со всей определённостью проявилось осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества. Придавая самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное. Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в XIX в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений. Также впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.

Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственно историческими условиями и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах. В конце XVIII — начале XIX вв. черты романтизм в разной мере уже присущи: в Великобритании — живописным и графическим произведениям швейцарца И. Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическую ясность образов прорывается мрачный, изощрённый гротеск, и проникнутому мистическим визионерством творчеству поэта и художника У. Блейка; в Испании — поздним работам Ф. Гойи, исполненным безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против национального унижения; во Франции — созданным в революционные годы героически-взволнованным портретам Ж. Л. Давида, ранним напряжённо-драматическим композициям и портретам А. Ж. Гро, пронизанным мечтательным, несколько экзальтированным лиризмом работам П. П. Прюдона, а также противоречиво сочетающим романтические тенденции с академическими приёмами произведениям Ф. Жерара.

Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями первой половины XIX в. и нередко поднимались до подлинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер романтизма во Франции. Французские художники реформируют живописно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, тёплых и холодных тонов, прибегают к сверкающей и лёгкой, нередко обобщённой манере письма. В творчестве основателя романтической школы Т. Жерико, ещё сохранявшего тяготение к обобщённо- героизированным классицистическим образам, впервые во французском искусстве выражены протест против окружающей действительности и желание откликнуться на исключительные события современности, которые в его произведениях воплощают трагическую судьбу современной Франции. В 1820-х гг. признанным главой романтической школы стал Э. Делакруа. Ощущение сопричастности к великим историческим событиям, изменяющим лицо мира, обращение к кульминационным, драматически острым темам породили пафос и драматический накал его лучших произведений. В портрете главным для романтиков стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолётного движения человеческих чувств; в пейзаже — восхищение мощью природы, одухотворённой стихией мироздания. Для графики французского романтизма показательно создание новых, массовых форм в литографии и книжной ксилографии (Н. Т. Шарле, А. Девериа, Ж. Жигу, позднее Гранвиль, Г. Доре). Романтические тенденции присущи и творчеству крупнейшего графика О. Домье, но особенно сильно они проявились в его живописи. Мастера романтической скульптуры (П. Ж. Давид д'Анже, А. Л. Бари, Ф. Рюд) от строго тектонической композиций перешли к свободной трактовке форм, от бесстрастности и спокойного величия классицистической пластики — к бурному движению.

В творчестве многих французских романтиков проявились и консервативные тенденции романтизма (идеализация, индивидуализм восприятия, переходящие в трагическую безысходность, апологию средневековья и т. п.), приводившие к религиозной аффектации и открытому прославлению монархии (Э. Девериа, А. Шеффер и др.). Отдельные формальные принципы романтизма широко использовали и представители официального искусства, эклектически соединявшие их с приёмами академизма (мелодраматические исторические картины П. Делароша, поверхностно-эффектные парадные и батальные произведения О. Верне, Э. Месонье и др.).

Историческая судьба романтизма во Франции была сложной и неоднозначной. В позднем творчестве его крупнейших представителей отчётливо проявились реалистические тенденции, отчасти заложенные уже в самой романтической концепции характерности реального. С другой стороны, романтическими веяниями в разной мере было захвачено раннее творчество представителей реализма во французском искусстве — К. Коро, мастеров барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Мане. Мистицизм и сложный аллегоризм, подчас присущие романтизму, нашли преемственность в символизме (Г. Моро и др.); некоторые характерные черты эстетики романтизма вновь проявились в искусстве "модерна" и постимпрессионизма.

Ещё более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии. Ранний немецкий романтизм, которому свойственны пристальное внимание ко всему остроиндивидуальному, меланхолически- созерцательная тональность образно- эмоционального строя, мистико- пантеистические настроения, связан главным образом с поисками в области портрета и аллегорических композиций (Ф. О. Рунге), а также пейзажа (К. Д. Фридрих, И. А. Кох). Религиозно-патриархальные идеи, стремление возродить религиозный дух и стилистические особенности итальянской и немецкой живописи XV в. питали творчество назарейцев (Ф. Овербек, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. Корнелиус и др.), чья позиция стала особенно консервативной к середине XIX в. Для художников дюссельдорфской школы, в известной мере близкой романтизму, были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, сентиментальность и сюжетная занимательность. Своеобразным сращением принципов немецкого романтизма, зачастую склонного к поэтизации обыденного и специфического "бюргерского" реализма, стало творчество представителей бидермейера (Ф. Вальдмюллер, И. П. Хазенклевер, Ф. Крюгер), а также К. Блехена. Со второй трети XIX в. линия немецкого романтизма продолжалась, с одной стороны, в помпезной салонно-академической живописи В. Каульбаха и К. Пилоти, а с другой — в эпических и аллегорических произведениях Л. Рихтера и жанрово-повествовательных, камерных по звучанию работах К. Шпицвега и М. фон Швинда. Романтическая эстетика во многом определила становление творчества А. фон Менцеля, в дальнейшем крупнейшего представителя немецкого реализма XIX в. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм (в большей мере, чем французский, впитавший черты натурализма, а затем "модерна") к концу XIX в. сомкнулся с символизмом (Х. Тома, Ф. фон Штук и М. Клингер, швейцарец А. Бёклин).

В Великобритании в первой половине XIX в. некоторой близостью к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью, ярко выраженной реалистической тенденцией отмечены пейзажи Дж. Констебла и Р. Бонингтона, романтической фантастикой и поисками свежих выразительных средств — пейзажи У. Тёрнера. Религиозно-мистическими устремлениями, привязанностью к культуре средневековья и Раннего Возрождения, а также надеждами на возрождение ремесленного труда отличалось позднеромантическое движение прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, X. Хант, Э. Берн-Джонс и др.).

В США в течение всего XIX в. романтическое направление было представлено главным образом пейзажем (Т. Кол, Дж. Иннесс, А. П. Райдер). Романтический пейзаж развивался и в других странах, однако основное содержание романтизма в тех странах Европы, где пробуждалось национальное самосознание, составляли интерес к местному культурному и художественному наследию, темы народного быта, национальной истории и освободительной, борьбы. Таково творчество Г. Вапперса, Л. Галле, X. Лейса и А. Вирца в Бельгии, Ф. Айеса, Д. и Дж. Индуно, Дж. Карневали и Д. Морелли в Италии, Д. А. Сикейры в Португалии, представители костумбризма в Латинской Америке, И. Манеса и И. Навратила в Чехии, М. Барабаша и В. Мадараса в Венгрии, А. О. Орловского, П. Михаловского, X. Родаковского и позднего романтика Я. Матейко в Польше. Национально-романтическое движение в славянских странах, Скандинавии, Прибалтике способствовало становлению и укреплению местных художественных школ.

В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров — в живописи и графике переселившегося в Петербург А. О. Орловского, в портретах О. А. Кипренского, отчасти — В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа (творчество Сильв. Ф. Щедрина, Воробьёва М. Н., М. И. Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского). Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П. Толстого; в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.

Романтизм

Э. Делакруа. "Ладья Данте" ("Данте и Виргилий"). 1822. Лувр. Париж.

Романтизм. Рис. 2

К. Д. Фридрих. "Монастырское кладбище под снегом". 1819. Картина не сохранилась.

Романтизм. Рис. 3

Ф. Рюд. "Выступление добровольцев в 1792" ("Марсельеза"). Рельеф на Триумфальной арке на площади де Голля в Париже. Камень. 1833 — 1836. О. А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского. 1816. Третьяковская галерея. Москва.

Романтизм. Рис. 4

О. А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского. 1816. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: Н. В. Яворская, Романтизм и реализм во Франции в XIX в., (М.), 1938; её же, Западноевропейское искусство XIX в., М., 1962; Л. Вентури, Художники нового времени, пер. с итал., М., 1956; Е. Кожина, Романтическая битва, Л., 1969; Искусство романтической эпохи. (Материалы научной конференции), М., 1969; В. С. Турчин, Эпоха романтизма в России, М., 1981; Benz R., Schneider A. von, Die Kunst der deutschen Romantik, Mьnch., 1939; Reau L., L'иre romantique, P., 1949: Brion M., Romantic art. L.-N. Y., (1960); Courthion P., Le romantisme, (Gen.), 1961; Keyser E. de, L'occident romantique. 1789-1850, Gen., 1965; The romantic movement bibliography. 1936-1970, v. 1-7, Ann Arbor, 1973, Clay J., Romanticism, Oxf., 1981.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Романтизм — (франц. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Большая советская энциклопедия
  2. романтизм — -а, м. 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 — первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Романтизм Гюго. Романтизм Байрона. Малый академический словарь
  3. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ (от фр. romantisme) — англ. romanticism; нем. Romantismus. 1. Течение в западно-европейской и амер. философии конца XVIII — начала XIX вв. (Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг, Ф. фон X. Новалис и др.). Основываясь на разладе идеала и соц. Социологический словарь
  4. Романтизм — I.Понятие «Р.». II.Ростки Р. в европейской лат-ре XVIIIв. и первый цикл Р. Эпоха Французской революции 1789. III.Второй цикл Р. Эпоха второго тура буржуазных революций. IV.Р. в России. V.Ликвидация и пережитки Р. VI.Стиль Р. VII.Р. в советской литературе. Литературная энциклопедия
  5. РОМАНТИЗМ — (франц. romantisme) — идейное и художеств. направление, возникшее в Европе на рубеже 18-19 вв. и охватившее философию, право, политэкономию, филологию, историографию и особенно ярко проявившееся в лит-ре и искусстве. Социальные и идейно-политич. корни... Советская историческая энциклопедия
  6. Романтизм — (франц. romantisme) — художеств. течение, сформировавшееся в кон. 18 — нач. 19 вв. сначала в лит-ре (Германия, Великобритания, др. страны Европы и Америки), затем в музыке и др. иск-вах. Понятие "Р." произошло от эпитета "романтический"; до... Музыкальная энциклопедия
  7. романтизм — Романт/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  8. романтизм — орф. романтизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  9. романтизм — РОМАНТИЗМ а, м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в начале 19 в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в в своем творчестве исторические и народно-поэтические темы. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  10. Романтизм — РОМАНТИЗМ. Историки литературы сами признают, что из всех терминов, какие употребляет их наука, самый неопределенный и расплывчатый, это — именно романтизм. Еще кн. П. Словарь литературных терминов
  11. романтизм — романтическое. Романтизм Ср. Пери вы моя! Виденье райской стороны!.. — лепетал он восторженно на своем романтическом языке времен "Светланы и Рыцаря Тогенбурга" (Жуковского и Шиллера). Маркевич. Бездна. Пролог. 16. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  12. романтизм — РОМАНТИЗМ, а, м. 1. Направление в искусстве конца 18 первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Толковый словарь Ожегова
  13. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ — сложное, внутренне противоречивое духовное движение в западной культуре рубежа 18-19 вв., затронувшее все сферы духовной жизни (философию, литературу, музыку, театр и т.д.). Сущностные черты... Новейший философский словарь
  14. романтизм — РОМАНТ’ИЗМ, романтизма, мн. нет, ·муж. (·франц. romantisme). 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века... Толковый словарь Ушакова
  15. романтизм — РОМАНТИЗМ -а; м. [франц. romantisme] 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 — первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию... Толковый словарь Кузнецова
  16. романтизм — См. роман Толковый словарь Даля
  17. Романтизм — (фр. romantisme) идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре ХIII – нач. ХIХ вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе... Словарь по культурологии
  18. романтизм — Романтизма, мн. нет, м. [фр. romantisme]. 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 в., боровшееся с канонами классицизма... Большой словарь иностранных слов
  19. РОМАНТИЗМ — РОМАНТИЗМ (франц. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв. Большой энциклопедический словарь
  20. романтизм — романтизм I м. 1. Направление в литературе и искусстве, возникшее в конце XVII — начале XIX в., боровшееся с канонами классицизма, выдвигавшее на первый план личность и её чувства... Толковый словарь Ефремовой
  21. Романтизм — Р. можно понимать, с одной стороны, как известное поэтическое настроение, а с другой — как историческое явление, характерно выразившееся в европейской литературе первой половины XIX столетия. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона