Шпалера

(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани, см. Коптское искусство). В зависимости от типа станка различают два вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.

Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства ("Анжерский Апокалипсис" — семь огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, около 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; шесть ковров аллегорической серии "Дама с единорогом", конца XV — начала XVI вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу "мильфлёров" — шпалеры с фоном, сплошь затканным кустиками цветов).

Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца XV в. — Брюссель, где в начале XVI в. была исполнена для Ватикана серия "Деяния апостолов" по картонам Рафаэля, в XVII в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины XVII в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, см. Гобелен: мануфактуры в Бове и Обюсоне). Излюбленные темы шпалер XVII-XVIII вв. — мифические и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи ("вердюры"). В XVIII-XIX вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине XX в. в творчестве Ж. Люрса и др. В современном декоративно- прикладном искусстве шпалера чаще именуется гобеленом.

В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой — "Полтавская баталия" по картону Л. Каравака (ГЭ). Расцвет деятельности мануфактуры — вторая половина XVIII — начало XIX вв. В русской шпалере эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров ("Диана" и "Сатурн" из так называемого Гурьевского гарнитура, 1805-06, музеи в Павловске и Гатчине). Основные собрания шпалер в СССР сосредоточены в ГЭ, ГРМ и в музеях Московского Кремля.

Литература: Н. Бирюкова, Французские шпалеры конца XV-XX вв. в собрании Эрмитажа. (Каталог), Л., 1974; Т. Коршунова, И. Ясинская, Русские шпалеры, Л., 1975; Thomson W. G., A history of tapestry..., 3 ed., L., 1973.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. шпалера — орф. шпалеры, -ер, ед. -ера, -ы Орфографический словарь Лопатина
  2. шпалера — Шпале́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  3. Шпалера — 1. (гобелен). Вытканный вручную с высоким мастерством крупный ковер-картина. 2. Заграничные тканые обои. 3. Плотно посаженные и ровно подстриженные наподобие стены деревья по сторонам дорожки в регулярном парке. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  4. шпалера — ШПАЛЕРА см. Шпалеры. Толковый словарь Кузнецова
  5. шпалера — шпале́ра начиная с Куракина, 1705 г.; см. Христиани 47; также у Петра I, см. Смирнов 332. Через польск. szраlеrа, szраlеr или нем. Sраliеr "шпалера" или прямо из ит. spalliéra "шпалеры, ряды деревьев" от spalla "подпорка, плечо"; см. Маценауэр 331; Преобр., Труды I, 104; Горяев, ЭС 425. Этимологический словарь Макса Фасмера
  6. шпалера — шпалера I ж. 1. Безворсовый настенный ковер или обивочная ткань с сюжетным или пейзажным изображением, выполненные ручным способом. 2. Изделие из такой ткани. II ж. устар. Материал в виде широких полос — узорчатой бумаги, ткани и т.п. Толковый словарь Ефремовой
  7. шпалера — ШПАЛ’ЕРА, шпалеры, ·жен. (·нем. Spalier с ·итал. ). 1. только мн. Тоже, что обои1 (·устар. ). 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-нибудь. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. Толковый словарь Ушакова
  8. шпалера — ШПАЛЕРА, ы, ж. 1. Шеренга войск по сторонам пути следования кого-н. 2. Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги (спец.). 3. Решётка для вьющихся растений. 4. мн. То же, что обои [первонач. ручной настенный ковёр или ручная обивочная ткань] (устар.). | прил. шпалерный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  9. Шпалера — (садов.) — см. Обрезка деревьев. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона