Художественная энциклопедия

Ур

Ур
        древний город-государство в Шумере (современное городище Тель-Мукайяр в Ираке). Около XXI в. до н. э. столица "царства Шумера и Аккада" (III династия Ура). Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления I и III династий. В 16 царских (?) гробницах XXV в. до н. э. (I династия) были найдены многочисленные образцы ювелирного искусства и художественных ремёсел (из золота, серебра, лазурита, алебастра, драгоценных камней). Ур периода III династии (XXI в. до н. э.) - неправильный в плане овал, окружённый сырцовой стеной. Остатки культовой башни-зиккурата (сырцовый кирпич, облицованный обожжённым кирпичом; первый ярус - чёрный, второй - красный, третий - белый; наверху - храм-алтарь бога луны), дворцово-храмового комплекса (одноэтажное здание с внешним и внутренними дворами), царской усыпальницы (наземная с подземной частью). Государство пало около 2000 до н. э., город пришёл в упадок к концу IV в. до н. э.

Литература: Л. Вулли, Ур халдеев, (перевод с английского), М., 1961.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
| Ещё

См. также `Ур` в других словарях
ур
сущ., кол-во синонимов: (2)
↑река (2031)
↑суперконтинент (15)
Словарь синонимов ASIS, , 2010
УР - город 5-го тыс. - 4 в. до н. э. в Месопотамии (Ирак). В 3-м тыс. до н. э. - город-государство. Оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, богатые гробницы, клинописный архив и др.
Ур город 5-го тыс. - 4 в. до н. э. в Месопотамии (Ирак). В 3-м тыс. до н. э. - город-государство. Оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, богатые гробницы, клинописный архив и др.
УР (шумерский Урим, современный Тель-Мукайяр), древний город> (4-е тысячелетие - 4 в. до нашей эры в Месопотамии (Ирак). Поселение с 5-го тысячелетия до нашей эры. Расцвет в 21 в. до нашей эры. Оборонительные стены, дворцы, храмы, зиккурат, богатые гробницы, клинописный архив> и др.
Ур (шумер. Урим)
древний город-государство на месте современного городища Тель-Мукайяр, в 20 км к Ю.-З. от г. Насирия в Ираке. Первое поселение на месте У. возникло в конце 5-го тыс. до н. э., когда здесь была распространена расписная керамика типа эль-обейдской культуры (См. Эль-обейдская культура). В 4-м тыс., в период Урука, произошло становление У. как города. В 25 в. до н. э., в период 1 династии Ура (правители Месанспада, Аанепада и др.), представлял собой сильное государство. В течение 24–22 вв. (с небольшими перерывами) был подчинён соседним городам-государствам Лагашу, Умме (См. Умма), Уруку, затем царству Аккада, кутиям. Около 21 в. стал столицей «царства Шумера и Аккада» (III династия Ура). При царе Ур-Намму...
- один из городов государств Ю. Месопотамии (в 160 км на з. от Басры). В 1922-1929 г. раскопки У. вел Вулли. Первое поселение основывается убейдцами (см. Убейд). Оно перекрыто 2,5 м речного ила и песка, которые Вулли считал следами потопа. Наиболее интересны раскопки царского могильника, в котором найдено много золотых и серебряных изделий, драгоценного камня, фигурок и т.д. Во времена III династии правителей города У. стал столицей Шумера. Тогда построен огромный зиккурат - ступенчатый храм в честь бога Луны Наннара. Город уничтожен в IV в. до н.э.
Ур
(свет, огонь):
а) (Быт.11:28 ) так называемый Халдейский, близ Харрана, город служивший местом рождения Авраама. На этот город указывается только в связи с историею Авраама и его потомства (Неем.9:7 ). Относительно местоположения означенного города большинство толкователей держится того мнения, что он находился на месте ·г.Едессы, называемого в настоящее время фа или Орфа, и у Сирийских писателей известного под названием: хои. Настоящий город фа расположен на покатости довольно высокого холма с небольшим ручьем, текущим вдоль северной части города. В нем содержатся древние остатки от времен Греков и Римлян, между которыми замечательны развалины Муг-ейер (смолистые) и остатки высокого храма на 700 футов выше равнины. В стенах его живет до 1,800 армянских семейств и около 180 семейств яковитских...
I. (аккад. "скреплённый асфальтом (город)" ). Родной город см. Авраама (II), из к-рого он по зову Бога отправился в Харран (Быт 11:28,31; 15:7; Неем 9:7; ср. Деян 7:2-4). Руины этого шумерского, а впоследствии вавилоно-халдейского города были скрыты под холмом Телль-эль-Мукаджар, прим. в 15 км зап. совр. русла Евфрата. У. был обнаружен в результате раскопок, проведенных Л.Вулли в 1922-1934 гг. (см. Раскопки, IV,2). Древнее русло Евфрата пролегало вдоль западной границы города, имевшего две гавани, соединенные с рекой каналами. В центре города находилось святилище с храмовой башней - зиккуратом. Эта трехъярусная башня была построена из обожженных глиняных кирпичей, скрепл. асфальтовым раствором. Ее строит-во относится к началу третьей династии Ура (прим. 2056-1950 гг. до Р.Х.), к правлению Ур-Намму. Нижний ярус был чёрным, средний - красным, верхний - синим и венчался куполом, украш. се...
(шумер. Урим) - древний город-гос-во. Располагался на месте совр. городища Тель-Мукайяр, в 20 км к Ю.-З. от г. Насирия в Ираке.

Раскапывался англ. учеными Д. Тейлором в 1854, Р. Кэмпбелл-Томпсоном в 1918, Г. Р. Холлом в 1919-22 и особенно широко - англо-амер. экспедицией под рук. Л. Вулли в 1922-34. Археол. исследованиями установлено, что первое поселение на месте У. возникло в кон. 5-го тыс. до н. э., когда здесь была распространена расписная керамика типа убейдской культуры. В 4-м тыс. до н. э., в период Урука, происходит становление У. как города. Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления в У. I и III династий (соответственно 25 и 21 вв. до н. э.). Ко времени правления I династии относятся 16 гробниц (большей частью разграбленных в древности), по-видимому, содержавших захоронения правителей (а также значит. число принесенных в жертву людей, среди к-рых были воины, арфистки, возничие). Погребения дают пред...
Ур
(Халд.) Главное местонахождение лунного культа; город в Вавилонии, где главным божеством была луна, и откуда Авраам заимствовал еврейского бога, который так недвусмысленно связан с луной как творящее и порождающее божество.
- город в 5-м тысячелетии — IV в. до н. э. в Месопотамии (Ирак). В 3-м тысячелетии до н. э. — город-государство.
Что еще интересного в `Художественная энциклопедия` ?
        (от греч. kinetikуs - приводящий в движение), авангардистское направление в современной пластике, основанное на создании эстетического эффекта с помощью движущихся (часто также светящихся и озвученных) установок. Кинетическое искусство зародилось в 20-30-х гг., когда В. Е. Татлин в СССР (модель памятника-башни III Интернационала, 1919-20), а позже А. Колдер в США (т. н. мобили) и др., придавая вращательное или поступательное движение отдельным частям своих произведений, пытались преодоле...
        (от лат. conservatio - сохранение), совокупность мер, обеспечивающих длительное сохранение облика, прочности и химической инертности памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративного искусства, книг, рукописей и тому подобное). Консервация тесно связана с реставрацией. В музеях, библиотеках, архивах и др., режимом отопления, вентиляции, а также кондиционированием воздуха предметам обеспечиваются оптимальные условия хранения: постоянные...
        распространённый тип геометрического орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в искусстве Древней Греции; получил название от извилистой р. Меандр (ныне Б. Мендерес) в Малой Азии. Меандр. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)...
        (исп. patio), открытый внутренний двор, часто окружённый галереями. Широко распространён в средиземноморских странах и в Латинской Америке. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)...
        (Pollack) (1773-1855), венгерский архитектор. Представитель классицизма. Учился в венской АХ. С 1799 жил в Пеште. Постройкам Поллака, во многом определившим классицистический облик Пешта (Лютеранская церковь, 1799; Военная академия, 1829-35; Национальный музей, 1837-47), свойственны монументальность и простота форм, сдержанная пластика фасадов, скупость декора. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)...
        Рума (Roma), столица Италии. Расположена на р. Тибр, в исторической области Лацио. Один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название "вечного города". В границах Рима находится Ватикан. По античному преданию, основан в 754/753 до н. э. Получил название по имени одного из мифологических основателей города - Ромула. Античный Рим - столица Рима Древнего, крупнейший город древности. С 756 столица Папской области. Переживал наибольший культ...
        (Richardson) (1838-1886), американский архитектор. Окончил Гарвардский университет в Кембридже (США; 1859) и Школу изящных искусств в Париже (1865). Мастерски использовал формы романского стиля для создания эффектных архитектурных композиций (церковь Тринити-чёрч в Бостоне, 1873-77). Функционально чётко организуя постройки, заложил основу тенденциям рационализма в американской архитектуре (магазин "Маршалл Филд" в Чикаго, 1885-87, не сохранился). Деревянные дома Ричардсона положили начал...
        (1860-1944), советский живописец и рисовальщик. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). Учился в петербургской АХ (1879-85), преподавал там же (с 1912). Пенсионер АХ в Париже (1886-89). Развивал традиции русской батальной живописи второй половины XIX - начала XX вв., создавал произведения на темы героических подвигов Красной Армии в период Гражданской войны 1918-20 ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935, Симферопольский художественный музей; Государственная премия СССР, 1941) и ис...
        исторический и портретный живописец, сын итальянца, род. в СПб., в 1812 г. Поступил по смерти своего отца в домашние ученики к профессору А. Е. Егорову и, живя у него, посещал классы Академии худ. в качестве вольноприходящего воспитанника. За успехи свои в рисовании получил в 1831 и 1832 гг. малую и большую серебр. медали, а в 1835 г. за картину "Патриотизм нижегородских граждан в 1612 г." награжден мал. золот. медалью и выпущен из академии с званием художника XIV кл. В 1839 г. вместе с...
        (1821—1892) — русский художник и педагог, мастер исторической, религиозной и жанровой живописи.         Евграф Сорокин родился в 1821 г. в Костромской губернии. В юности учился изобразительному искусству у одного ярославского иконописца. Добился значительных успехов, был замечен местным священником и получил заказ на роспись церкви. По совету священника, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину под длинным названием «Пётр Великий, за обедней в соборе, замечает р...
        (Benka) (1888-1971), словацкий живописец и график. Народный художник ЧССР (1953). Один из создателей словацкой школы живописи XX в. Учился в школе А. Кальводы в Праге. Автор монументальных, поэтических сцен крестьянской жизни, выполненных в свободной постимпрессионистической манере, мягких и сдержанных по колориту ("Лесорубы под Салатином", 1931, "Две женщины", 1934, - оба в Словацкой Национальной галерее, Братислава; "У колыбели", 1929, Национальная галерея, Прага). ...
        (van Honthorst) (Герард) (прозвище - Герардо делла Нотте, Gherardo della Notte, "Ночной Герард") (1590-1656), голландский живописец и рисовальщик. Представитель так называемого утрехтского караваджизма. Учился в Утрехте у А. Блумарта. Работал в Италии (1610 и 1612-20), где испытал влияние Караваджо. Автор интимных жанровых сцен, построенных на эффектах искусственного освещения (свечи, лампы), отличающихся мягкостью светотеневых контрастов и изысканным колоритом ("Концерт", 1624; Лувр; "М...
        (p. 1914), советский художник кино. Народный художник СССР (1985), член-корреспондент АХ СССР (1973). Учился в Москве на художественном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (1939-43) у Ф. С. Богородского; преподаёт там же (с 1944). Как художник студии "Мосфильм" (с 1943) участвовал в становлении советского цветного кинематографа ("Каменный цветок", 1946), в оформлении многих кинофильмов монументально-эпического звучания ("Коммунист", 1957, "Война и мир", 1964-...
Г., см. Хольбейн Х.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
́ (corot) Камиль (1796, Париж – 1875, там же), французский живописец, один из создателей реалистического национального пейзажа. Учился у французских академических живописцев А. Мишаллона и В. Бертена (1822–24). 1825–28 гг. провёл в Риме, где тщательно изучал натуру, работал над пейзажными набросками и эскизами. Уже ранние работы («Вид Колизея», 1826; «Мост Августа на реке Нера»,1827) отличает непосредственность и свежесть взгляда на природу. Художник стремится передать не столько древнеримские р...